68.75.41 Экономические вопросы инженерно-технического обеспечения АПК (№4 2004)


Содержание номера


УДК 631.171

951. Анализ эффективности различных способов приобретения сельскохозяйственной техники. Бершицкий Ю.И. // Вестн. РАСХН.-2003.-N 3.-С. 23-26.-Рез.англ.-Библиогр.: 4 назв. Шифр П3109. 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; РФ 
Выявляли наиболее эффективные способы приобретения с.-х. техники (ПТ) предприятиями АПК. Выбор оптимального варианта ПТ в условиях неблагоприятного инвестиционного климата осложняется низкой платежеспособностью с.-х. производителей и высокой стоимостью заемного капитала. Рассматривались следующие варианты ПТ: на собственные средства, с привлечением средств инвесторов, банковского кредита, посредством операций финансового лизинга. Банковский кредит может быть выдан на обычных и льготных условиях. В 1-м случае кредитная ставка банка составляет 27% годовых, во 2-м заемщик выплачивает 1/3 этой ставки (9%), а остальные 2/3 погашаются из средств областного (краевого) бюджета. Срок погашения кредита - 3 года. При ПТ по лизингу возможны варианты обычного и льготного лизингового процента. В 1-м случае его величина равна обычному банковскому кредиту - 27%, во 2-м - 5%. Для расчетов принято: стоимость техники 1000 тыс. руб.; срок действия лизингового договора - 8 лет, размер авансового платежа 20% стоимости техники, кратность увеличения первой выплаты - 2, продолжительность отсрочки первого лизингового платежа - 1 год. Расчеты, выполненные по всем перечисленным вариантам ПТ, показывают, что ПТ по льготному лизингу более выгодно предприятиям, чем покупка ее за собственные или заемные средства. При этом наиболее экономичная форма - лизинг с отсрочкой первого платежа (дисконтированные выплаты при стоимости техники 1000 тыс. руб., составляют 739 тыс. руб.). Однако при отсутствии льгот сумма выплат возрастает до 1720 руб. Табл. 1. Библ. 4. (Суханова Р.С.).

952. Варианты формирования расценок на технологические услуги МТС [На примере МТС "Тарханы" Саратовской обл.]. Горбунов С.И. // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий.-2003.-N 11.-С. 14-16. Шифр П1846. 
МТС; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ; УСЛУГИ; ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ; ВЗАИМНЫЕ РАСЧЕТЫ; РАСЦЕНКИ; ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ; САРАТОВСКАЯ ОБЛ 
Рассмотрено 2 вида расценок на оплату технологических услуг (ТУ) МТС: абсолютные (постоянные) и относительные (переменные). Предложен новый подход к построению экономических взаимоотношений между производителями и потребителями ТУ. Его сущность заключается в сохранении единства технологического процесса с распределением функций и обязанностей между участниками совместной производственной деятельности: МТС и с.-х. товаропроизводителями. Предметом договора между ними о совместной деятельности должны быть не единичные ТУ, а комплекс всех технологических работ по возделыванию той или иной с.-х. культуры: от основной обработки почвы до уборки урожая с разделением их по конкретным исполнителям. Частью договора должна стать единая комплексная технологическая карта, включающая операции, выполняемые силами и средствами хозяйств, а также с привлечением МТС. В ней должны отражаться не только перечень работ и их распределение между МТС и с.-х. предприятием, но и расчет затрат материально-технических ресурсов в натуральном и денежном выражении, предполагаемые объемы производства и его эффективность с учетом прогнозируемой ситуации на рынке. Окончательный расчет по договору о совместной деятельности между МТС и с.-х. предприятиями целесообразно производить в конце года, после получения урожая, согласно разработанной схеме. (Юданова А.В.).

953. Инвестиции и материально-техническая база сельского хозяйства России: проблемы и пути решения. Мухамеджанов Р.М., Захаров Ю.М. // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий.-2003.-N 11.-С. 10-13.-Библиогр.:. Шифр П1846. 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; МТБ; КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ; ИНВЕСТИЦИИ; МТП; РФ 
Рассмотрены динамика инвестиций в основной капитал в экономику РФ за период 1991-2000 гг. и состояние парка основных видов техники. Для преодоления дефицита инвестиционных ресурсов на развитие сельского хозяйства необходимо привлечение иностранных кредитов, а также государственные дополнительные финансовые ресурсы в форме государственного кредита за счет контролируемой эмиссии Центрального банка РФ. Перечислены меры, способствующие развитию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Необходимо обеспечить широкое развитие лизинга с.-х. техники с участием федерального и региональных бюджетов. Целесообразно ввести бюджетное субсидирование части стоимости приобретенной с.-х. товаропроизводителями техники и оборудования. Следует расширить сеть технологических станций, где можно сосредоточить комплекс высокопроизводительных машин по возделыванию с.-х. культур. Хозяйства могли бы вести расчет с ними за оказанные услуги частью выращенного урожая. Требуется разработать и реализовать специальную государственную программу восстановления и развития тракторного и с.-х. машиностроения и обеспечения села современной техникой. (Юданова А.В.).

954. Лизинг в системе инвестиционного механизма АПК [На примере Ростовской обл. и Краснодарского края]: Автореф. дис... канд. экон. наук: 08. 00. 05. Долгова Е.Н.-Ростов н/Д, 2002.-29 с.: ил.-Библиогр.: с. 29 (7 назв.). Шифр 03-13363 
АПК; ИНВЕСТИРОВАНИЕ; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; С-Х ТЕХНИКА; ЛИЗИНГ; ДИССЕРТАЦИИ; РОСТОВСКАЯ ОБЛ; КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 
Исследована сущность, формы, специфики лизинговых отношений в аграрном секторе экономики и выработаны практические рекомендации по их использованию для укрепления МТБ сельского хозяйства. Обоснована специфика лизинговых отношений в системе аграрного рынка, раскрыта динамика лизинга (Л). Выявлены организационно-экономические условия, способствующие развитию и эффективному использованию лизинговых связей на селе. Показана взаимосвязь различных разновидностей аграрного Л и его воздействие на воспроизводственный процесс. Обосновано наличие ряда конкурентных преимуществ применения Л в сравнении с др. факторами развития АПК. Доказана позитивная роль Л в налаживании аграрного предпринимательства. Обобщен опыт применения Л в хозяйствах Северного Кавказа. (Буклагина Г.В.).

955. Организационно-экономическая модель создания и функционирования ОАО "Плещеницкая машинно-технологическая станция" [Минская обл. Белоруссии].-Минск: Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси, 2002.-109 с.: табл. Шифр 04-22 
МТС; АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА; ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ; АГРОСЕРВИС; МОДЕЛИ; БЕЛОРУССИЯ 
Изложен механизм создания Плещеницкой МТС, включающий выбор формы ее организации, разработанный устав, методику определения размера уставного фонда, вносимого каждым предприятием-учредителем при формировании его совокупной величины, порядок регистрации МТС. Для ведения эффективной производственной деятельности нового формирования обоснована его организационно-управленческая структура, штатное расписание, выполнен расчет потребности в необходимой с.-х. технике, разработана производственная программа с выходом на баланс доходов и расходов, даны рекомендации по материальному стимулированию механизаторов и др. категорий работников. Показана необходимая экономическая поддержка МТС. (Юданова А.В.).

956. Организация использования транспорта в сельском хозяйстве (теория и практика) [На примере Воронежской обл.]: Автореф. дис... д-ра экон. наук. Верзилин В.А.-Воронеж, 2003.-45 с.: ил.-Библиогр.: с. 41-45 (43 назв.). Шифр 03-10600 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ТРАНСПОРТ; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ДИССЕРТАЦИИ; ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ 
Даны практические рекомендации по совершенствованию организации использования транспорта (Т), повышению эффективности его эксплуатации в сельском хозяйстве. Установлены сущность и содержание организации эффективного использования Т в аграрном производстве. Определена система факторов, влияющих на эффективность использования Т. Разработаны теоретические и методически основы оценки эффективности функционирования Т в с.-х. производстве. Усовершенствована методика анализа использования Т. Разработана система внутрихозяйственных и межхозяйственных мероприятий по повышению эффективности использования Т в с.-х. организациях. Обобщен опыт межхозяйственных взаимоотношений в системе транспортного обслуживания с.-х. предприятий; обоснованы перспективные формы организации транспортного обслуживания в с.-х. организациях. Усовершенствована методика расчета затрат на содержание и эксплуатацию техники. Разработаны основные направления государственного регулирования рынка транспортных средств. Предложена методика оценки социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и разработана система мер по усилению безопасности дорожного движения. (Буклагина Г.В.).

957. [Организация работы на предприятиях агросервиса. (ФРГ)]. Die Rechnung geht auf Porst Landtechnik GmbH in Ostrau ist beim AGRARTECHNIK-Service-Award 2002 Landdessieger in Sachsen // Agrartechnik.-2002.-Jg.81,Sept.-S. 70-73.-Нем. Шифр П25234. 
С-Х ПРЕДПРИЯТИЯ; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; РЕМОНТ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; СЕЗОННЫЕ РАБОТЫ; ФРГ 
Рассмотрен опыт работы немецкого агросервисного предприятия "Porst Landtechnik", продающего тракторы "John Deere" (США). Помимо основной деятельности фирма организовала сервис, главной задачей которого является близость с клиентом. Рядом с главным центром организован филиал, сотрудничающий с 3 торговцами, что позволило сократить расстояние между клиентами и сервисом. Все большее значение приобретает диагностирование машин на расстоянии, не только с помощью телеметрии, но и по телефону. Этот вид услуг тоже входит в сервис фирмы. Главным звеном в концепции агросервиса является создание запасов запасных частей и быстроизнашивающихся деталей. Важным элементом работы является круглосуточная готовность сотрудников при сезонных работах. Эффективным средством укрепления связей с клиентами является их обучение. Для этого в одном из филиалов сооружен выставочный павильон и специальные помещения для обучения клиентов. Интересным решением является предварительный заказ запасных и быстроизнашивающихся деталей до начала сезонных работ. Он составляет 20% общего оборота деталей. Важное значение имеет компетентность руководителей. Укреплению связей с клиентами служат практические демонстрации машин в работе. (Буклагина Г.В.).

958. Повышение экономической эффективности ремонтообслуживания технических средств в АПК [На примере Удмуртии]: Автореф. дис... канд. экон. наук. Васильев Д.В.-Ижевск, 2002.-24 с.: табл.-Библиогр.: с. 24 (4 назв.). Шифр 03-11113 
АПК; ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА; РЕМОНТ; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ДИССЕРТАЦИИ; УДМУРТИЯ 
Разработаны научно обоснованные предложения по повышению эффективности ремонтообслуживания технических средств (РОТС) на перерабатывающих предприятиях АПК. Сформулированы теоретические основы определения экономической эффективности РОТС. Разработан механизм совершенствования РОТС на основе метода страхования. Оценена экономическая эффективность страхования РОТС. Разработаны предложения по более широкому внедрению в практику перерабатывающих предприятий АПК РОТС на основе использования метода страхования. (Буклагина Г.В.).

959. [Практические рекомендации по выбору стратегии предприятий, занятых продажей подержанной с.-х. техники. (ФРГ)]. Forster A. Ein System muss her! // Agrartechnik.-2002.-Jg.81,Marz.-S. 50-53.-Нем. Шифр П25234. 
С-Х ТЕХНИКА; ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; ПРОДАЖА; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ФРГ 
Успешно работающее предприятие действует по системе, способной адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке. Не существует стандартной системы, пригодной для любого предприятия, каждое предприятие должно разрабатывать собственную концепцию и стратегию. Важнейшим элементом стратегии является создание продукции и услуги в мастерской, отделе сбыта и тем самым на предприятии в целом. Для успешного осуществления сделок с подержанными машинами (ПМ) предлагается ввести понятие "Benchmarking", которое можно интерпретировать следующим образом: с конкретными фактами (показателями) в ходе ежедневных систематических "стоячих пятиминуток" учиться у лучших (наиболее экономически успешных) конкурентов и пытаться быть впереди них. Такие показатели ("отметки уровня") представляют собой инструменты менеджмента. Их можно использовать для отдельных сделок, для месячного, квартального или годового планирования. Лучший эффект достигается при наличии отдельного места возникновения затрат или специализированного центра продажи ПМ. Сделан вывод, что сделки с ПМ можно профессионально осуществлять как в предприятии агросервиса, так и в центре продаж ПМ. Оба варианта могут быть экономически успешными. Исследования показали, что при правильном управлении предприятием в ФРГ также возможно достижение положительных результатов. Обращено внимание на роль образования и повышения квалификации сотрудников, а также на возрастающую роль Интернета в сфере ПМ. Ежедневная информация о предложениях и парке машин, рассортированная по торговым маркам, категориям, рынкам сбыта, товаропотокам, закупочным и продажным ценам, является ключом к рентабельности. Большое внимание уделено вопросам платежей и финансирования. Даны советы по предотвращению убытков и по экономической деятельности предприятия. (Вернер Е.А.).

960. Совершенствование технического сервиса машинно-тракторного парка МТС. Кушнарев Л.И./ Московский гос. агроинженерный ун-т им. В.П.Горячкина.-М.: МГАУ, 2002.-134 с.: ил.-Библиогр.: с. 128-132 (74 назв.).- ISBN 5-86785-112-5. Шифр 04-3815 
МТС; МТП; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ 
Рассмотрены вопросы повышения эффективности организации технического сервиса сельских товаропроизводителей в условиях снижения уровня технической оснащенности АПК на основе проектирования и формирования МТС и их сервисных структур с рациональными производственными параметрами, использования преимуществ концентрации техники и др. производственно-технических ресурсов. Обоснование рациональной организации использования, технического обслуживания и ремонта МТП МТС выполнено по технико-экономическим критериям, учитывающим реальный уровень эксплуатации машин и складывающиеся экономические условия. (Буклагина Г.В.).

961. Создание автоматизированной системы мониторинга машинно-тракторного парка на региональном уровне АПК [На примере Рязанской обл.]. Ходакова Т.А. // Развитие инновац. деятельности в АПК.-М., 2003.-С. 327-330. Шифр 03-12076Б. 
АПК; МТП; МОНИТОРИНГ; АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ; ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; РЯЗАНСКАЯ ОБЛ

962. Состояние и перспективы развития материально-технической базы сельского хозяйства России. Левченко В.А. // Экон. и соц. пробл. агропром. комплекса в условиях становления рыноч. экономики.-Курск, 2002.-С. 80-85.-Библиогр.:. Шифр 03-994. 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; МТБ; С-Х МАШИНОСТРОЕНИЕ; ЦЕНОВОЙ ПАРИТЕТ; КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА; МТС; ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; РФ 
Характеризуется состояние МТБ сельского хозяйства в 1999 г. и перспективы ее развития. Обеспеченность хозяйств основной техникой к полевым работам составила по тракторам - 56%, зерноуборочным комбайнам - 54, кормоуборочным - 66, дождевальным машинам - 51%. Из- за сильной изношенности техники и отсутствия средств для приобретения запасных частей только около 70% наличного парка удалось восстановить и вывести в поле. Как следствие - вынужденное сокращение посевных площадей, проведение работ по упрощенным технологиям, снижение урожайности, увеличение потерь с.-х. продукции, ухудшение ее качества. Ранее развитая специализированная служба технического сервиса теряет свои позиции, ремонтно-обслуживающая база АПК отделяется от сельского хозяйства. Отмечается, что село нуждается в особой системе кредитования с учетом специфики с.-х. производства, сочетающей в себе рыночные принципы банковского кредитования с льготной процентной политикой государства. Целесообразно осуществить регулирование цен на продукцию материально-технического назначения, потребляемую сельским хозяйством. Ставится задача реформирования потенциала технического сервиса с целью создания рынка разнообразных видов работ и услуг с учетом более полного обеспечения нужд производителей АПК в использовании техники, энергетики, транспорта. Нормальное функционирование хозяйств всех форм собственности может быть осуществлено МТС, позволяющими сконцентрировать в одном месте имеющуюся технику и эффективно ее использовать. Уже сформирована сеть районных (межрайонных) МТС, имеется опыт создания региональных: в Белгородской, Тульской, Курской обл., Татарстане и др. Подчеркивается, что база производственно- технического сервиса АПК в последние годы в ходе преобразований экономики претерпела существенные изменения. На региональном уровне на базе государственных отраслевых организаций учреждены соответствующие АО. (Паньковский Г.А.).

963. ФТС как система повышения надежности и эффективности отечественной техники: В порядке обсуждения. Кушнарев Л.И. // Тракторы и с.-х. машины.-2003.-N 9.-С. 37-39. Шифр П2261. 
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; РФ 
Рассмотрено значение фирменного технического сервиса (ФТС) как необходимого условия роста эффективности использования машин и оборудования за счет повышения ее технического уровня, надежности и качества. Рассмотрены основные причины, тормозящие внедрение данного метода: отсутствие конкуренции среди заводов-изготовителей (И); наличие дефицита машин по всей номенклатуре; ведомственная разобщенность сфер производства, продажи, обслуживания и ремонта; отсутствие опыта у специалистов по организации сервиса; нарушение И законов и др. нормативных актов; защищающих права потребителей (П) и запрещающих реализацию с.-х. техники без организации ее дальнейшего фирменного обслуживания. Для организации ФТС необходимо определить: кто в сложившихся условиях способен и должен взять на себя функции дилера (технического представителя И - посредника между И и П); условия и порядок взаимоотношений И и П; возможности и функции всех уровней и структур ремонтно-обслуживающего и др. производств в системе ФТС; стратегию, тактику и рычаги для внедрения ФТС. В связи с организацией ФТС требуют решения налаживание прямой и обратной связи (между И и дилерами (Д), Д и потребителями), обеспечение П и Д запчастями и ремонтно-техническими материалами, выполнение сложных видов ремонта полнокомплектных машин, узлов и агрегатов, восстановление деталей и изготовление запчастей и т.д. Определены основные участники ФТС и основные направления их деятельности, установлены порядок и рычаги, с помощью которых можно внедрить систему в масштабах государства. (Буклагина Г.В.).


Содержание номера

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий