Содержание номера


УДК 621+631.3.02

1. Анализ применения подшипников скольжения на основе древесины взамен подшипников качения в узлах трения сельскохозяйственных машин и механизмах [Износостойкие подшипники скольжения из прессованной модифицированной древесины торцово-прессового деформирования. (Белоруссия)]. Невзорова А.Б., Врублевская В.И., Врублевский В.Б. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 79-82.-Библиогр.: с.81-82. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; ПОДШИПНИКИ; ДРЕВЕСИНА; МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; УЗЛЫ МАШИН; БЕЛОРУССИЯ 
Проведен сравнительный анализ достигнутых результатов в области создания износостойких подшипников скольжения самосмазывающихся (ПСС) из прессованной модифицированной древесины торцово-прессового деформирования (ТПД) и формирование предложений по внедрению их в конкретные узлы трения (УТ) различной с.-х. техники. Способ ТПД древесных заготовок с использованием гибкой дискретной системы позволяет существенно снизить энергозатраты на изготовление древесных вкладышей (ДВ) и повысить их износостойкость и физико-механические свойства. Разработанная технология позволила автоматизировать процесс изготовления ПСС, что ранее не было сделано из-за сложности способа прессования древесины. Установлено, что коэффициент трения ДВ ПСС в 6-9 раз ниже, а ресурс работы по данным оценки скорости изнашивания при нагрузке 1000 H превысил ресурс работы полимерных материалов в 4,5 раза. Приведен перечень предприятий, где за последние 10 лет были внедрены ПСС в различные УТ с.-х. механизмов. Конструкции и обозначения ПСС унифицированы с подшипниками качения (ПК), что позволяет достичь их взаимозаменяемости. Сделаны выводы: ПСС обладают высокой износостойкостью в абразивных и агрессивных средах; ДВ обладает формоустойчивостью; долговечность УТ с ПСС по сравнению с аналогичным УТ ПК в 2,5 раза выше; затраты на монтаж, демонтаж и технический уход уменьшаются; снижаются расходы на покупку новых импортных ПК. Ил. 1. Табл. 1. Библ. 7. (Андреева Е.В.).

2. Вклад уральских ученых в решение проблем износостойкости. Коротков В.А. // Вестн. Челяб. гос. агроинженер. ун-та.-Челябинск, 2008.-Т. 51.-С. 25-30. Шифр 96-4391Б. 
С-Х ТЕХНИКА; ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ; Н-И РАБОТА; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ

3. Конструктивно-технологические методы проектирования сварных соединений металлоконструкций машинно-тракторного парка. Ерофеев В.В., Кульневич В.Б. // Вестн. Челяб. гос. агроинженер. ун-та.-Челябинск, 2008.-Т. 51.-С. 83-95.-Библиогр.: с.94-95. Шифр 96-4391Б. 
С-Х ТЕХНИКА; НЕСУЩИЕ КОНСТРУКЦИИ; МЕТАЛЛЫ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЕХАНИЗМА; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; НАГРУЗКИ; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ

4. [Метод расчета и результаты экспериментов по определению противодействующего момента силы, действующей на колесо при движении. (ФРГ)]. Ferhadbegovic B. Ruckstellmomentberechnung bei landwirtschaftlichen Reifen auf festem Boden // Landtechnik.-2007.-Vol.62,N 4.-P. 212-213.-Нем. Шифр П30205. 
С-Х ТЕХНИКА; КОЛЕСНЫЕ МАШИНЫ; ДИНАМИКА; СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЧЕНИЮ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ; ФРГ

5. Моделирование ресурса кулачкового механизма. Шоев А.Н. // Техника в сел. хоз-ве.-2008.-N 3.-С. 42-44.-Библиогр.: с.44. Шифр П1511. 
С-Х МАШИНЫ; МЕХАНИЗМЫ; ИЗНОС; КИНЕТИКА; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ТАДЖИКИСТАН

6. Новые композиционные материалы и методы трибодиагностики для сельхозмашин [Разработка Института механики металлополимерных систем им. В. А. Белого Республики Белоруссии]. Мышкин Н.К., Савицкий В.Н., Песецкий С.С., Адериха В.Н., Маркова Л.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 31-40.-Библиогр.: с.40. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; С-Х МАШИНОСТРОЕНИЕ; КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ПЛАСТМАССА; АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСЛА; КАЧЕСТВО; ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ; ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; УЗЛЫ МАШИН; БЕЛОРУССИЯ 
Дан аналитический обзор композиционных материалов, разработанных в последние годы на основе полиамида ПА6: пластмассы, добавки на основе полиэтилена, угленаполненные полиамиды и углепластики. Отмечены преимущества и недостатки каждого. Композиты из политетрафторэтилена отличаются высокой стоимостью, нетехнологичностью переработки, сложностью получения деталей без применения механической обработки. Полиэфирные термоэластопласты марки БЕЛАСТ сочетают свойства эластомера и термопластического полимера, обладают высокой ударной прочностью, отличным сопротивлением раздиру, порезам и износу. Рассмотрен ряд методов и средств оперативной трибодиагностики машин и механизмов, которые позволяют в реальном масштабе времени оценивать состояние узлов трения и смазочных материалов. Например, ферроанализатор на основе анализа общей загрязненности масла и концентраций ферромагнитных частиц износа (ЧИ) в масле оценивает режим изнашивания трибосопряжений. Анализатор металлических ЧИ регистрирует ферромагнитные и неферромагнитные металлические ЧИ и является оптимальным средством диагностики состояния узлов трения, в которых критичным является износ баббитовых вкладышей подшипников скольжения. Прибор "Флуор-2" обеспечивает контроль качества масла в ходе эксплуатации и позволяет получать информацию о состоянии масла в реальном масштабе времени. Обосновывается правомерность получения информации по величине относительного насыщения. В отличие от величины "массовой доли" величина "относительного насыщения" растет с понижением температуры, поэтому наиболее информативна. Ил. 5. Табл. 4. Библ. 14. (Андреева Е.В.).

7. Оценка совершенства агрегатов механических трансмиссий. Пастухов А.Г. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 40-44.-Библиогр.: с.44. Шифр П2261. 
С-Х ТЕХНИКА; ТРАНСМИССИИ; МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ; КАРДАННЫЕ ВАЛЫ; ПОДШИПНИКИ; ПАРАМЕТРЫ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ

8. Перспективность использования композитов на основе политетрафторэтилена в узлах трения сельскохозяйственной техники [Антифрикционные самосмазывающиеся материалы на основе ПТФЭ для узлов трения, преимущественно для натяжных устройств ременных передач. (Белоруссия)]. Дюжев А.А., Соловей Н.Ф., Злотников И.И., Иванова Е.М. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 83-86.-Библиогр.: с.86. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; УЗЛЫ МАШИН; РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ; МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ПОДШИПНИКИ; БЕЛОРУССИЯ 
Узлы трения (УТ) с.-х. техники работают в неблагоприятных условиях, что связано с воздействием запыленности, значительных перепадов температур, повышенной влажности и нерегулярностью смазки. Основной причиной отказа УТ является нарушение режима подвода смазки или попадание абразивных частиц, которое приводит к быстрому увеличению шероховатости поверхностей трения, появлению задиров и, в конечном итоге, к заклиниванию механизма. Перспективность использования антифрикционных материалов (АМ) на основе политетрафторэтилена (ЛТФЭ) в рассматриваемых УТ связана с таким его свойством, как самосмазываемость, что обеспечивает работу УТ при недостатке смазки и даже полного ее отсутствия. Целью исследования явилась разработка новых самосмазывающихся АМ на основе ПТФЭ для УТ с.-х. техники преимущественно для натяжных устройств ременных передач (НУРП). При изучении проблемы анализировались свойства композиций ПТФЭ с модификаторами различной природы и функционального назначения. В качестве модификаторов использовали полисульфон, рубленое базальтовое волокно, графит и оксиды титана и цинка. Установлено, что введение выбранных наполнителей повышает износостойкость композита, а также повышает коэффициент трения. В результате оптимизации состава был разработан новый АМ для изготовления подшипников скольжения (ПС) натяжных устройств. Материал включает: базальтовое волокно (1-5%), графит (3-8%), диоксид титана и/или оксид цинка (2-6%), полисульфон (5-12%) и ПТФЭ до 100%. Сделан вывод о том, что ПС из разработанного композитного материала на основе ПТФЭ способны обеспечить длительную работу УТ при отсутствии смазки без повреждения вала. Использование композитов на основе ПТФЭ в качестве материала ПС НУРП зерноуборочных комбайнов позволило обеспечить бесперебойную работу УТ при отсутствии регулярной смазки и в неблагоприятных условиях. Ил. 2. Библ. 5. (Андреева Е.В.).

9. Перспективные конструкции агрофильных ходовых систем мобильных машин [Разработка колесно-шагающих движителей. (Белоруссия)]. Скойбеда А.Т., Комяк И.М. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 141-147.-Библиогр.: с.147. Шифр 07-13731Б. 
МОБИЛЬНЫЕ МАШИНЫ; ТРАКТОРЫ; КОМБАЙНЫ; ДВИЖИТЕЛИ; ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; КОНСТРУКЦИИ; КОНСТРУИРОВАНИЕ; БЕЛОРУССИЯ 
В основе принципа перекатывания колеса (КЛ) заложена предпосылка буксования. Ведь стоит КЛ продавить ямку, как приходится проталкивать, уплотнять и раздвигать впереди себя слой грунта. На преодоление сопротивления образованию колеи затрачивается значительная энергия. При шагании, опершись о грунт, нет необходимости пробивать колею. По сравнению с колесными и гусеничными машинами шагающие обладают рядом важных преимуществ, таких как дискретность колеи и связанные с этим меньшая экологическая вредность и меньший расход топлива на непрочных грунтах, высокая грунтовая и профильная проходимость, а также тяга, возможность адаптации к неровностям местности. Разработка шагающих движителей (ШД) поможет решению задач освоения новых труднодоступных территорий, созданию машин, малоразрушающих почвенный и растительный покров и машин, эксплуатируемых на склонах гор и холмов, в пустынях и на дне морей. Представлен анализ современных разработок ШД и комбинированных (шагающих и качающих) движителей. Наиболее перспективной схемой движителя признана колесно-шагающая конструкция, у которой КЛ в режиме шагания перемещаются по опорной поверхности безотрывно. Проблема внедрения шагающего хода (ШХ) в мобильной технике может быть решена путем применения ШД принципиально нового типа - шагающих КЛ, использующих вращательный способ переноса опорных башмаков (ОБ). Такие движители допускают переоборудование на ШХ серийно выпускаемых тракторов и с.-х. машин при сохранении ими близких к обычным скоростей передвижения, а также используют традиционную технологию изготовления. Предложена и реализована схема ШД, в котором перенос отработавших ОБ осуществлен с помощью сложно-вращательного движения 2 взаимно-перпендикулярных ног, складывающегося из плоско-параллельного движения каждой ноги на 2 кривошипах относительно ступицы и вращения вместе со ступицей. Макетный образец мотоблока (МБ) с шагающими колесами при движении по асфальту с максимальной скоростью 9 км/ч обеспечивал удовлетворительную комфортность движения и не имел повышенной нагрузки двигателя или перерасхода топлива. Суммарная площадь следов шагающего КЛ испытуемого МБ, на одном и том же участке пути была примерно в 2 раза меньше площади колеи, оставляемой обычным КЛ серийного МБ. Ил. 2. Библ. 15. (Андреева Е.В.).

10. Повышение долговечности катков-подшипников и ходовых путей подвесных грузонесущих конвейеров [Белоруссия]. Врублевская В.И., Врублевский В.Б., Дашковский В.А., Матусевич В.О. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 91-96.-Библиогр.: с.96. Шифр 07-13731Б. 
ПОДВЕСНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ; ПОДШИПНИКИ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; КОНСТРУКЦИИ; КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; БЕЛОРУССИЯ 
Одной из распространенных причин выхода из строя подвесного конвейера является износ ходового пути и катков кареток. Основная предпосылка оптимального решения задачи повышения долговечности - правильный выбор материалов и соотношение твердости поверхностей сопряженных деталей. С целью уменьшения интенсивного изнашивания ходовых путей конвейера разработана новая конструкция катка-подшипника (КП), в котором обод может изготавливаться из стали с любой заданной поверхностной твердостью. В него запрессовывается вкладыш из износостойкой антифрикционной модифицированной древесины, обеспечивающий работу КП в режиме самосмазки при скоростях скольжения до 1,5 м/с и давлении до 12 МПа. Внутреннее кольцо КП изготавливается из стали 45 и термообрабатывается до твердости HRC 40-45. Давление, действующее на КП, определяется по допускаемой максимальной расчетной нагрузке на каретку и значениям основных размеров стандартного КП. Внедрение КП скольжения обеспечит высокую работоспособность в тяжелых условиях эксплуатации, бесшумность работы, экономию высококачественной легированной подшипниковой стали, отсутствие износа ходовых путей конвейера из обычной стали Ст.3. Преимущество КП скольжения: бесшумность движения, отсутствие заклинивания КП и возможность работы в условиях интенсивного загрязнения абразивной пылью. Ил. 3. Табл. 1. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

11. Применение прессованной модифицированной древесины для совершенствования узлов трения сельскохозяйственной техники [Замена подшипников качения подшипниками скольжения самосмазывающимися на основе прессованной модифицированной древесины. (Белоруссия)]. Невзорова А.Б., Врублевский Б.В., Макеев В.В., Красноружский И.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 87-90.-Библиогр.: с.90. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; УЗЛЫ МАШИН; ДРЕВЕСИНА; МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ПОДШИПНИКИ; БЕЛОРУССИЯ 
Усовершествовались конструкции узлов трения (УТ) посевной с.-х. техники при замене подшипников качения (ПК) подшипниками скольжения самосмазывающимися (ПСС) на основе прессованной модифицированной древесины (МД) для повышения их работоспособности и обеспечения безотказной работы. Для повышения качества ПСС были проведены исследования, направленные на усовершенствование технологического процесса их производства. Он предусматривает увеличение степени наполнения капиллярно-пористой системы древесины смазочным материалом, уменьшение ее водопоглощения в 20 раз в сравнении с базовой технологией, формирование безкомпенсаторного вкладыша ПСС. Описана новая конструкция УТ сеялки СПУ-6М "Берестье", состоящее из облегченной чугунной ступицы, в которую запрессован ПСС - древесный вкладыш (ДВ) торцово-прессового деформирования, пропитанный загущенной смазкой. ПСС заменяет 2 ПК, в том числе 1 полузакрытый. ПСС работает в режиме самосмазки в абразивно-агрессивных средах, в связи с чем отпала необходимость в установке в УТ манжеты, втулки и крышки. Предлагаемая новая конструкция предусматривает постановку в УТ привода посевного диска сеялки СПП-3,6 ПСС на основе МД. ДВ запрессован в тонкостенную металлическую обойму, которая установлена с натягом в полимерный корпус посевной камеры. ПСС в новой конструкции заменяет 2 шарикоподшипника качения, втулку и 2 стопорных кольца. Экономический эффект от внедрения предложенных конструкций УТ сеялок с применением ПСС на основе МД состоит из снижения себестоимости изготовления УТ, повышения их надежности в эксплуатации и экономии дефицитных цветных металлов. Ил. 2. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

12. Применение современных компьютерных технологий при проектировании сельскохозяйственной техники [В Белоруссии]. Пигенко В.А., Вырский А.Н., Чупрынин Ю.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 168-175.-Библиогр.: с.174-175. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ; КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ; АВТОМАТИЗАЦИЯ; БЕЛОРУССИЯ 
Выделены и охарактеризованы 4 составляющие компьютерных технологий автоматизации проектирования и производства: CAD-системы (системы автоматизации проектирования); CAM-системы (системы технологической подготовки производства); PDM-системы (системы управления данными об изделии); CAE-системы (системы автоматизации инженерных расчетов). Основной тенденцией развития компьютерных технологий проектирования признано интенсивное использование CAE-систем, позволяющих сэкономить деньги и время за счет замены физических макетов на цифровые и повысить качество продуктов с помощью развитых средств анализа и расчета. Повышенный спрос на CAE-системы обусловлен следующими причинами: значительным снижением стоимости высокопроизводительной компьютерной техники; повышением эффективности вычислительных технологий, удобством и простотой использования. Рассмотрены решения конкретных прикладных задач. Отмечены основные результаты исследования питающего аппарата и его привода в среде динамического анализа механических систем ADAMS. Методики, полученные в результате проведенных исследований были использованы для решения следующих задач: расчет динамического взаимодействия роликов и дорожки механизма привода подбирающего устройства подборщика КВС-1-39; расчет механизма регулировки подбарабанья зерноуборочного комбайна КЗС-1218; расчет механизма вывешивания адаптеров КСК-100. По результатам исследований сделан вывод, что ведущая роль среди компьютерных технологий при ускорении выпуска новой конкурентоспособной продукции, повышения качества продукции и снижения финансовых и временных затрат на разработку новых образцов принадлежит системам инженерных расчетов и анализа (CAE-системам). Ил. 6. Библ. 7. (Андреева Е.В.).

13. Разработка комплексной системы обеспечения надежности сельскохозяйственной техники [В Белорусии]. Бойко Л.И., Солитерман Ю.Л., Дюжев А.А., Скрипко С.Т. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 3-9.-Библиогр.: с.9. Шифр 07-13731Б. 
С-Х ТЕХНИКА; НАДЕЖНОСТЬ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ; БЕЛОРУССИЯ 
Перечислены основные задачи, которые должна решить комплексная система обеспечения надежности с.-х. техники (НТ): определение научно обоснованных рациональных норм НТ; ресурсное проектирование с.-х. техники, ее систем, агрегатов и компонентов; эффективное производство высококачественной с.-х. техники; подтверждение достижения установленного уровня НТ путем анализа результатов испытаний и данных эксплуатации; эффективную систему технического обслуживания и ремонта; определение экономической эффективности от повышения НТ. В целях выполнения перечисленных задач система должна предусматривать: определение процессов, необходимых для обеспечения НТ; определение последовательности и взаимодействия этих процессов; определение критериев и методов управления процессами обеспечения НТ; определение ресурсов и объема информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга; осуществление мониторинга и анализа процессов обеспечения НТ; применение эффективных мер, необходимых для обеспечения установленных норм НТ на всех этапах; осуществление мероприятий по совершенствованию системы повышения НТ. Для успешного выполнения поставленных задач система должна включать: описание целей и задач системы; документированные процедуры практической реализации системы или ссылки на них; описание процессов и их взаимодействия; требования к управлению документацией; процедуры анализа эффективности реализации системы; мероприятия по постоянному усовершенствованию системы и повышению НТ. Рассмотрены основные показатели НТ, рациональные нормы НТ, а также вопросы ресурсного проектирования (РП). Приведены показатели надежности уборочных машин США, среднегодовые вероятности безотказной работы (ВБР) и время простоя комбайнов по нормам США, зависимость вероятности отказа комбайна и ВБР от площади обрабатываемых за год полей по нормам США. Сформулированы основные задачи, решаемые в ходе выполнения РП. Ил. 2. Табл. 3. Библ. 6. (Андреева Е.В.).

14. Состояние, тенденции и направления развития тормозных систем самоходных колесных сельскохозяйственных машин [Белоруссия]. Скойбеда А.Т., Комяк И.М. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 134-140.-Библиогр.: с.140. Шифр 07-13731Б. 
САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ; КОЛЕСНЫЕ МАШИНЫ; ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА; ТРАНСМИССИИ; МОТОР-КОЛЕСА; НАДЕЖНОСТЬ; ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; РЕМОНТ; ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕХНИКА; БЕЛОРУССИЯ 
Отмечены 3 типа трансмиссий, которыми оснащаются серийные с.-х. машины: полностью механические; с 2-машинным гидрообъемным приводом, с механической коробкой передач и мостом; с многомашинным гидрообъемным приводом. Произведен критический анализ этих трансмиссий и установлены их характерные особенности. С целью уменьшения металлоемкости и снижения массы тормозных систем (ТС) наметилась тенденция к изготовлению большинства деталей методами прогрессивных технологий: штамповкой, точным литьем и сваркой трением. Разрабатываются новые металлические материалы для пар трения, обладающие по сравнению с чугуном повышенной износостойкостью к абразивному износу, отсутствием склонности к образованию термических трещин, лучшей теплопроводностью и низкой ползучестью при повышенной температуре. В ближайшие годы можно ожидать перехода к применению синтетических тормозных жидкостей (ТЖ) на кремний-органической основе, отличающихся от ТЖ на гликолиевой основе полной негигроскопичностью, сохранением стабильности вязкостных характеристик в более широком диапазоне температур и меньшей зависимостью температуры кипения от атмосферного давления. В комплексе мероприятий, обеспечивающих эксплуатационную надежность приводов тормозов, большую роль играет автоматическая защита от случайных или преднамеренных перегрузок. В аварийных ситуациях, которые могут повлечь за собой выход из строя узлов трансмиссии, как например у с.-х. машин с гидромотор-колесами, наиболее целесообразна полная автоматизация управления процессом торможения машины. Значительным резервом повышения надежности приводов тормозов самоходных с.-х. машин в эксплуатации является квалифицированная техническая диагностика, позволяющая реализовать систему обслуживания и ремонта ТС по фактическому техническому состоянию. Библ. 5. (Андреева Е.В.).

15. Чугун с шаровидной и вермикулярной формой графита, как конструкционный материал [Сельскохозяйственное машиностроение в Белоруссии]. Крутилин А.Н., Скойбеда А.Т., Стасевич Г.В., Чешун B.C., Курбатов М.И. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 148-152.-Библиогр.: с.152. Шифр 07-13731Б. 
С-Х МАШИНОСТРОЕНИЕ; МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ЧУГУН; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; БЕЛОРУССИЯ 
Высокая эксплуатационная стойкость зубчатых колес из высокопрочного чугуна, подвергнутого изотермической закалке, определяется: более низким, по сравнению со сталью, модулем упругости, низким коэффициентом трения, хорошей прирабатываемостью, способностью длительное время работать в аварийных режимах при отсутствии смазки, высокой стойкостью к абразивному и ударно-абразивному износу, высокой демпфирующей способностью материала. Отмечена перспективность использования чугуна с включениями вермикулярного графита (ЧВГ). ЧВГ имеет своеобразную форму графита. Наличие в структуре ЧВГ пластинчатого графита недопустимо из-за резкого снижения механических свойств. Высокие эксплуатационные характеристики ЧВГ обусловлены прочностью 300-500 МПа, ударной вязкостью более 30·10-4 Дж/м2, относительным удлинением 2-3%; по сравнению с чугуном с пластинчатой формой графита ЧВГ имеет меньшую склонность к окислению и росту, короблению при повышенных температурах; литейные свойства ЧВГ сравнимы с литейными свойствами серого чугуна; при обработке модификаторами чувствительность микроструктуры к изменению толщины сечения отливки практически не меняется; теплопроводность ферритного ЧВГ приблизительно соответствует теплопроводности серого легированного чугуна с перлитной структурой. Новой областью применения ЧВГ являются выхлопные патрубки автомобилей. Они меньше коробятся и окисляются чем патрубки из серого чугуна. Выбор чугуна для применения при повышенных температурах осуществляется с 4 точек зрения. Это механические свойства, зависящие от температуры, устойчивость к образованию окалины, устойчивость к росту и изменению структуры и термостойкость. В автотракторостроении зарубежных стран литые детали из ЧВГ используют для изготовления маслопроводов, опорных деталей головки цилиндров тяжелых грузовиков, крепежных деталей, тормозных рычагов, монтажных кронштейнов балластных грузов трактора, корпусов промежуточных зубчатых передач и т.д. Библ. 3. (Андреева Е.В.).


Содержание номера

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий