68.85.15 Энергетические средства в сельском хозяйстве (№1 2009)
- Просмотров: 581
УДК 631.37+620.9+621
См. также док. 40, 203, 286, 294
74. Анализ марочного состава парка тракторов России и его динамики. Архипов В.С., Нисневич А.И., Щельцын Н.А., Овсянникова Н.Н. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 8-11. Шифр П2261.
ТРАКТОРЫ; НОМЕНКЛАТУРА; КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ; ДИНАМИКА; РФ
75. Анализ противозадирной стойкости масел [Анализ противозадирных свойств трансмиссионных масел и присадок к моторным маслам для установления их триботехнической эффективности. (Белоруссия)]. Дюжев А.А., Короткевич С.В., Соловей Н.Ф., Кравченко В.В., Холодилов О.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 103-113.-Библиогр.: с.112-113. Шифр 07-13731Б.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; МОТОРНЫЕ МАСЛА; ПРИСАДКИ; ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; УЗЛЫ МАШИН; БЕЛОРУССИЯ
Проведен комплексный анализ противозадирных свойств (ПЗС) трансмиссионных масел и присадок к моторным маслам (ММ) для установления их триботехнической эффективности. Исследовались триботехнические свойства вазелинового масла (ВМ) в качестве модельной (базовой) смазочной среды. При ступенчатом увеличении контактных нагрузок до 300 H для инактивного ВМ одновременно регистрировалось ступенчатое снижение уровня контактного сопротивления (КС), что обусловлено вытеснением молекул смазки из контактного зазора и утонением толщины физически адсорбированного смазочного слоя. Выявлено, что отношение изменения уровня значений КС или температуры к изменению нагрузки характеризует способность граничного смазочного слоя (ГСС) к формированию защитного хемосорбированного слоя, т.е. способность к самоорганизации. Тангенс угла наклона КС к нагрузке позволяет установить скорость формирования и срабатывания исследуемой присадки к маслу. Разработан метод, позволяющий исследовать антиокислительную и противозадирную стойкость присадок к ММ и тем самым получать объективную экспресс-информацию об эксплуатационной эффективности смазочных материалов (СМ). Экспериментально установлено, что наиболее ярко и четко процесс самоорганизации наблюдается для ГСС представленных СМ Девон Супер Т (ТМ GL-5 по классификации API). Данный СМ обладает высокой термоокислительной стойкостью и антифрикционностью. Экспериментально показано, что чем выше класс ТМ и ММ по классификации API, тем выше его термоокислительная стабильность и ПЗС. Критерий оценки ПЗС может лечь в основу создания датчиков диагностики состояния поверхности раздела сопряженных металлов непосредственно в условиях работы узлов трения (узлов трансмиссии, цилиндро-поршневой группы ДВС и т.д.), что важно для контроля и управления режимами их эксплуатации. Ил. 7. Библ. 15. (Андреева Е.В.).
76. Влияние технического состояния сельскохозяйственной техники на состав отработавших газов. Капустин В.П., Кренави А.М. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 22-25.-Библиогр.: с.25. Шифр 07-12393.
С-Х ТЕХНИКА; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ; ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; ДВИГАТЕЛИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ; ИЗНОС; НАСТРОЙКА ТЕХНИКИ; ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ТАМБОВСКАЯ ОБЛ
При любых нарушениях технического состояния (ТС) дизеля происходит увеличение концентрации продуктов неполного сгорания в отработавших газах (ОГ). В 1-ую очередь это касается окиси углерода (ОУ), углеводородов (УВ) и сажи, составляющей основу массы твердых частиц. При любых нарушениях ТС топливная экономичность снижается. Сформулированы причины повышенного содержания ОУ, УВ, окислов азота (ОА) в ОГ двигателя: сильный износ деталей кривошипно-шатунного механизма (поршневых колец, цилиндров); неправильная регулировка клапанов (тепловой зазор между стержнем клапана и рычагом меньше или больше нормального); неправильная регулировка карбюратора (не обеспечивается приготовление нормального состава горючей смеси); неправильная установка зажигания (угол опережения зажигания больше или меньше нормального). Износ цилиндро-поршневой группы двигателя увеличивает засорение воздуха ОГ. На процесс сгорания и состав ОГ существенно влияют следующие факторы: размер цилиндра, степень сжатия, частота вращения, тип камеры сгорания, работа системы охлаждения, завихрение воздушного заряда и удельный расход топлива. Существенное влияние на уровни вредных выбросов оказывает температурный режим двигателей и их охлаждение. Анализ влияния температуры охлаждающей жидкости на дымность и токсичность дизеля Ч413/14 показал, что повышение температуры с 40 до 85°C приводит к снижению дымности ОГ на 24-26%, выбросов ОУ на 8% и к увеличению выбросов ОА на 20%. Установлено, дымность связана с разрежениями на впуске, которые в практике эксплуатации могут возникать при засорении воздушных фильтров, неисправностях турбокомпрессоров или при подъеме техники на большие высоты. Кроме того, установлено влияние угла опережения начала подачи топлива (УОНПТ) на выбросы ОА. Например, с УОНПТ во всем диапазоне нагрузок дизеля 1Ч13/14 выбросы ОА возрастают, подчиняясь одной закономерности. При больших УОНПТ наблюдаются наибольшие перегибы кривых концентраций в районе нагрузок, близких к номинальным. Табл. 1. Библ. 5. (Андреева Е.В.).
77. Газодинамические исследования ДВС методами численного моделирования. Жолобов Л.А., Дыдыкин А.М. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 29-31. Шифр П2261.
ДВС; ГАЗООБМЕН; ДИНАМИКА; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ
78. Гусеничные тракторы Обуховского завода. Хрулькевич О., Шаров В. // Сел. механизатор.-2008.-N 6.-С. 22-23.-Библиогр.: с.23. Шифр П1847.
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ; ИСТОРИЯ; КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ; МОСКОВСКАЯ ОБЛ
79. Информативность и взаимосвязь показателей качества работающих моторных масел. Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., Белогорский В.В. // Техника в сел. хоз-ве.-2008.-N 3.-С. 45-47.-Библиогр.: с.47. Шифр П1511.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; МОТОРНЫЕ МАСЛА; ОЦЕНКА КАЧЕСТВА; МОНИТОРИНГ; СРОК СЛУЖБЫ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; РФ
80. Использование рапсового масла в дизеле: стоит трижды подумать!. Кульчицкий А., Голев Б., Горбунов П., Сердюк Ю. //Рынок АПК.-2008.-N 1-2.-С. 41-42.-Библиогр.: с.42. Шифр *Росинформагротех.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; РАПСОВОЕ МАСЛО; МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР; РАСХОД ТОПЛИВА; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛ
Среди множества видов биотоплив (БТ) в последнее время внимание привлекают рапсовое масло и метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ). Однако сказать однозначно, что применение МЭРМ обеспечит лучшие экологические характеристики двигателей (Д), нельзя. Применение иных топлив (в т.ч. БТ) приводит к ухудшению показателей работы Д. Показано 2 различных подхода к оценке влияния БТ на показатели работы Д: 1-й касается их применения в условиях эксплуатации, 2-ой связан с сохранением значений мощности Д при обеспечении уровня выбросов вредных в-в и дымности отработавших газов (ОГ) согласно ГОСТ. Исследовалось применение БТ на дизеле воздушного охлаждения. Содержание МЭРМ в смеси с дизельным топливом (ДТ) составляло от 10 до 70%. Отмечено, что изменение выброса вредных в-в с ОГ и дымности ОГ практически находятся в пределах погрешности измерений и стабильности работы Д; удельный расход топлива возрос на 5%; уменьшился ресурс резиновых и полихлорвиниловых деталей и, соответственно, дизеля в целом. Детали, изготовленные из указанных материалов, должны быть заменены стойким по отношению к МЭРМ материалом. За рубежом выпускают образцы Д, способных работать на чистом МЭРМ. Это обеспечивается за счет изменения конструкции и использования соответствующих материалов при производстве Д, что сказывается на цене. В случае замещения ДТ в больших объемах следует оценить экономическую целесообразность выращивания рапса в природно-климатических условиях РФ. (Санжаровская М.И.).
81. Использование растительных масел и продуктов их переработки как добавок к смазочным материалам. Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., Егорова Н.А. // Техника и оборуд. для села.-2008.-N 4.-С. 38-39. Шифр П3224.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ДОБАВКИ; С-Х ТЕХНИКА; ХРАНЕНИЕ; КОНСЕРВАНТЫ; РФ
82. Исследование процессов синтеза наноматериалов и их диспергирования в смазочных маслах [Разработан метод и устройство синтеза и диспергирования наноматериалов в смазочных маслах]. Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., Шелохвостов В.П., Баршутин С.Н., Шелохвостов Р.В. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 71-75.-Библиогр.: с.75. Шифр 07-12393.
С-Х ТЕХНИКА; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ИЗНОС; УСТРОЙСТВА; ДИСПЕРГИРОВАНИЕ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; РФ
Описаны метод и устройство синтеза и диспергирования наноматериалов в смазочных маслах, которые позволяют получать на выходе масла с высокими эксплуатационными характеристиками, а также низкой себестоимостью их производства. При работе устройства в отверстие диэлектрического корпуса под давлением подают поток плазмообразующего газа (ПОГ), причем выбор газа осуществляется по характеристикам исходного (ИМ) и синтезируемого материала (СМ). Далее на катод и анод подается осциллирующее напряжение для зажигания дуги, после чего формируется постоянное напряжение, поддерживающее стабильное горение дуги. По мере износа катода устройство автоматической подачи катода перемещает его в направлении анода. Далее ПОГ, проходя через горящую дугу между катодом и анодом, ионизируется, образуя плазму с температурой ядра 10000°K. В отверстие анода подается транспортирующий газ и порошок ИМ с дисперсностью 0,05 мм. Часть порошка, проходя через сопло, диссоциирует на атомы и ионизируется, причем полная диссоциация порошка ИМ осуществляется в индукционной плазме, формируемой высокочастотным магнитным полем катушки индуктивности и генератором высокочастотного электрического тока. Прошедший диссоциацию материал подают в область действия электрических полей, формируемых танталовыми электродами, на которых в модуляторе формируют 2-полярное пилообразное напряжение, модулированное энергетическими характеристиками СМ. Для диспергирования и предотвращения конгломерации наночастиц через форсунку под высоким давлением вводятся пары масла. Описанный прием позволяет также охлаждать танталовые электроды, продлевая срок их службы. Ил. 3. Библ. 4. (Андреева Е.В.).
83. Исследование трактора с корректором сцепного веса и меняющейся точкой прицепа. Щитов С.В., Сенникова Н.Н. // Механизация и электрификация сел. хоз-ва.-2008.-N 5.-С. 33-34. Шифр П2151.
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; МТА; ПРИЦЕПЫ; ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; УПЛОТНЕНИЕ ПОЧВЫ; БУКСОВАНИЕ; АМУРСКАЯ ОБЛ
84. Качество моторных масел и повышение эффективности их использования в сельском хозяйстве. Остриков В.В., Белогорский В.В., Забродская А.В., Викулин О.В., Щеголеватых М.А. // Техника и оборуд. для села.-2008.-N 3.-С. 9-10. Шифр П3224.
С-Х ТЕХНИКА; МОТОРНЫЕ МАСЛА; КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА; ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ; КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ; РФ
Перечислены направление повышения эффективности использования моторных масел (ММ): 1) улучшение эксплуатационных свойств известных широко используемых ММ; 2) контроль качества товарных (приобретаемых) и работающих ММ. Выявлено, что изношенная цилиндропоршневая группа часто является причиной интенсивного "старения" работающего ММ, незакономерного изменения вязкости, загрязненности. Неисправности в топливной аппаратуре также приводят к критическим изменениям основных физико-химических свойств ММ. Немаловажным фактором, влияющим на сроки службы ММ, является качество используемого топлива. Дизельное топливо с ненормативными показателями по фракционному составу, содержанию смол, серы в процессе его сгорания приводит к изменению основных свойств масел - вязкости, загрязненности, кислотности. В таком масле в процессе его работы также резко увеличивается содержание асфальтенов, карбенов, карбоидов, что значительно интенсифицирует процесс его "старения". Также установлено, что в 30-50% случаев причиной сокращения сроков службы ММ является их изначальная недоброкачественность. Разработаны схема, методы и экспресс-оборудование для контроля качества свежих и работающих ММ. (Юданова А.В.).
85. Математическая модель срабатывания присадок в моторных маслах. Остриков В.В., Корнев А.Ю., Белогорский В.В., Викулин О.В. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 61-64. Шифр 07-12393.
МОТОРНЫЕ МАСЛА; ПРИСАДКИ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; РФ
Срабатывание присадок (ПС) в моторных маслах наиболее интенсивно происходит в 1-й неустановившийся период работы, когда происходит повышенное окисление. После этого процесс стабилизируется. Предложено не воспринимать явление стабилизации как прекращение процессов окисления, которые по-прежнему происходят, но с меньшей скоростью. Показано, что скорость реакции нейтрализации кислых продуктов убывает по мере испарения щелочного запаса масла. Срабатываемость щелочного запаса представлена уравнением реакции 1-го порядка. Исходя из этого сделано утверждение, что скорость срабатывания ПС пропорциональна ее наличному количеству и зависит от времени. Количество ПС в момент времени предложено представить в виде функции от времени, а скорость срабатывания ПС - как ее производную. В результате интегрирования получена функция изменения массы ПС во времени. Частным решением уравнения является случай, когда угар и долив масла в картер двигателя отсутствуют. Определено значение постоянной интегрирования и условия равновесного состояния режима стабилизации. Установлено, что при времени, стремящемся к бесконечности, значение количества ПС асимптотически стремится к предельному минимальному значению, которое характеризует равновесное состояние, наступающее в работающем масле при угаре и доливе новых порций масла. (Андреева Е.В.).
86. Методика расчета нестационарных тепловых процессов разогрева ДВС. Щегольков А.В. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 52-55.-Библиогр.: с.55. Шифр 07-12393.
ДВС; ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ТЕПЛООБМЕН; КОНСТРУИРОВАНИЕ; РФ
Составлена математическая модель процесса нагрева наиболее ответственных узлов ДВС. При составлении модели использовались дифференциальные уравнения теплопроводности (ТП). Выбор такого подхода основан на следующих соображениях: наиболее достоверные данные о ходе тепловых процессов, протекающих в ДВС, могут быть получены на основе математического моделирования температурных полей теплоносителей (ТС) и элементов ДВС; расчет локальных тепловых потоков через элементы ДВС позволяет вести пересчет температур ДВС и ТС на основе локальных тепловых балансов при различных режимах их движения; пространственное нестационарное температурное поле описано дифференциальным уравнением Фурье-Кирх Гофа; моделирование температурных полей ДВС на основе решения дифференциальных уравнений ТП не для ДВС целиком, а для его отдельных элементов; разбиение теплового процесса на пространственно-временные дискретные области устраняет необходимость постановки нелинейной задачи ТП. При математическом моделировании сделаны следующие допущения: воздушный поток в рубашке охлаждения ДВС движется в режиме идеального вытеснения, т.е. температуры ТС в течение элементарного временного интервала меняются только по длине зоны теплообмена и остаются постоянными по сечению ДВС, перпендикулярному его оси; теплофизические характеристики воздушного потока внутри локальной области не изменяются; не учитывается влияние накипи во внутренних протоках системы охлаждения ДВС на ход теплообменного процесса. Представленная методика определения нестационарного температурного поля позволяет определить кинетику тепловых процессов, протекающих во внутренних полостях ДВС и устройстве разогрева. В результате этого выявляется степень обеспечения нагрева наиболее ответственных узлов ДВС, на основе чего ведется дальнейшее обоснование режимных и конструктивных параметров устройства разогрева. Библ. 3. (Андреева Е.В.).
87. Модель процесса горения биотоплива в дизеле [Роторный аппарат для создания эмульсии (дизельное топливо + биотопливо + вода)]. Нагорнов С.А., Фокин Р.В. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 81-84. Шифр 07-12393.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; БИОТОПЛИВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ВОДА; ЭМУЛЬСИИ; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; УСТРОЙСТВА; КОНСТРУКЦИИ; РФ
С целью снижения оксидов азота (ОА) в выхлопных газах двигателей предложено использовать смесевое топливо, содержащее нефтяное дизельное топливо - до 40%, биотопливо - до 45% и воду - до 15%. Рассмотрен механизм горения топлива. При введении в камеру сгорания дизельного топлива в распыленном состоянии его капли воспламеняются и горят в паровой фазе. При этом вокруг каждой капли образуется завеса из продуктов сгорания, препятствующая поступлению кислорода, смешиванию и взаимодействию с парами топлива. Капли водно-био-дизельных топливных эмульсий (ВБДТЭ) введенные в нагретый до 700° C и выше воздух, быстрее прогреваются, существенно увеличиваются в объеме, а затем интенсивно разрываются. Сделано предположение, что при горении ВБДТЭ в объеме пламени в результате разрыва капель возникают многочисленные очаги турбулентных пульсаций, благодаря чему пламя более равномерно распределяется по камере и в область горения поступает значительно больше кислорода, вследствие чего полнота и скорость сгорания возрастают. При этом происходит снижение температурного поля и некоторое снижение температурного максимума в зоне горения с уменьшением образования ОА на 30-40%. Для создания эмульсии предложено использовать аппарат роторного типа, содержащий корпус с патрубком выхода среды, крышку с патрубком входа, скрепленную с корпусом, статор (СТ) и ротор (РТ) с каналами в боковых стенках, осевой зазор (ОЗ), образованный торцевой поверхностью РТ и крышкой, камеру озвучивания (КО), образованную корпусом, крышкой и СТ, кольцевую камеру (КК), образованную РТ и крышкой. При работе аппарата среда поступает под давлением в патрубок и через ОЗ попадает в КК, затем через каналы РТ и СТ проходит в КО и выводится из аппарата через патрубок. Обрабатываемая среда в ОЗ подвергается большим сдвиговым усилиям, что приводит к интенсификации процесса предварительного эмульгирования. Роторный аппарат генерирует акустические колебания с основной частотой, определяемой числом каналов в РТ и СТ и угловой скоростью вращения РТ. При совпадении частоты этих колебаний с собственными частотами объемов КО, каналов СТ и КК РТ возбуждается стоячая волна, обеспечивающая увеличение скорости гидромеханических и тепло-массообменных процессов в гетерогенных средах. Использование ВБДТЭ дает большой экономический эффект, обусловленный снижением удельного расхода топлива и теплонапряженности камеры сгорания, выравниванием температурного поля профиля факела, уменьшением в отработавших газах ОА, углерода и др. вредных в-в, а также возможностью несколько повысить мощность двигателя в результате снижения коэффициента избытка воздуха. Ил. 1. (Андреева Е.В.).
88. Новые технические средства автоматики для тракторов. Новиков Г.В. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 22-26. Шифр П2261.
ТРАКТОРЫ; АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ; МИКРОПРОЦЕССОРЫ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; БОРТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ; МАНИПУЛЯТОРЫ; РФ
Среди новых технических средств современных автоматизированных систем (АС) для тракторов выделены 3 основные группы: интеллектуальные датчики (ИД), интеллектуальные органы управления (ИОУ) и информационные дисплеи (ИД). Вместе с микропроцессорным управлением начала развиваться мехатроника - новая область развития техники АС и агрегатов. ИД представляют собой целые системы измерения со встроенными электрическими преобразователями и электронными микропроцессорами. ИОУ имеют вид прежних органов управления педалей либо ручных манипуляторов с 4-8 степенями свободы. Используются ИД всех видов: цифровые, графические, монохромные и цветные. Показаны особенности интеллектуального контроля и управления тракторами зарубежных фирм. (Санжаровская М.И.).
89. Обезвоживание биотоплив с использованием мембранных процессов. Мусурманов Р.К. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 3.-С. 13-14. Шифр П2261.
БИОМАССА; ПЕРЕРАБОТКА; ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; БИОТОПЛИВО; ОБЕЗВОЖИВАНИЕ; МЕМБРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; УЗБЕКИСТАН
90. Основные направления формирования машинно-тракторного парка сельского хозяйства Украины. Иванишин В.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 17-20. Шифр 07-13731Б.
МТП; ФОРМИРОВАНИЕ; НОВЫЕ МАШИНЫ; КПД; НАДЕЖНОСТЬ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА; УКРАИНА
Сформулированы факторы, определяющие техническую политику в аграрном секторе экономики Украины: потребность изменения технологии с.-х. производства в хозяйствах с разными параметрами этого производства; потребность комплексов машин для 3 типов технологий (традиционных, интенсивных и высоких); необходимость роста рентабельности с.-х. продукции, уровня производительности труда в связи с глобализацией экономики, мировым разделением труда и вступлением в СОТ. Выделена необходимость решения проблемы прогнозирования и определения базовых типов машин. В программе развития сельского хозяйства на ближайшие 5-10 лет необходимо предусмотреть коренное, в 1,5-2 раза повышение производительности с.-х. техники и ее технологической эффективности и снижение на 30-40% удельной энерго- и материалоемкости. Отмечена необходимость срочно наладить производство элементной базы и агрегатов машин, которые отвечают современному техническому уровню. Приоритетом сегодняшнего дня названа постановка на производство нового трактора Харьковского тракторного завода мощностью 180-240 л.с., разработка современных конструкций техники для заготовки кормов, решение проблем производства высокопроизводительных свеклоуборочных комбайнов. Показано, что основной проблемой отечественного с.-х. машиностроения является низкая надежность техники. Наработка машины на отказ составляет всего 11-40 ч, т.е. надежность простой техники составляет от 12 до 35% агротехнического срока, что приводит к существенному снижению эффективности ведения хозяйства. Главной задачей развития рынка названо наполнение его финансовыми ресурсами. Доказывается, что основным источником получения средств остается прибыль, амортизационные отчисления и внешние инвестиции. При этом наиболее актуален 3-й из названных путей. (Андреева Е.В.).
91. Первые тракторы советской России - "Запорожец". Хрулькевич О., Шаров В. // Сел. механизатор.-2008.-N 4.-С. 30-31.-Библиогр.: с.31. Шифр П1847.
ТРАКТОРЫ; ИСТОРИЯ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; МОСКОВСКАЯ ОБЛ
92. Перспективы применения модифицированных пластичных смазок для повышения работоспособности узлов трения сельхозмашин [Белоруссия]. Камко А.И., Жорник В.И., Ивахник А.В., Шипица Н.А. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 97-102.-Библиогр.: с.102. Шифр 07-13731Б.
С-Х ТЕХНИКА; УЗЛЫ МАШИН; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ; БЕЛОРУССИЯ
Принципиально новые триботехнические свойства смазочному материалу (СМ) придают твердые добавки, состоящие из кластерного углерода, получаемого в результате детонационного синтеза. Они определяются чрезвычайно высокими значениями модуля упругости, твердости, теплопроводности, эффективностью при низких концентрациях, совместимостью с компонентами СМ и др. ценными эксплуатационными свойствами ультрадисперсной алмазографитовой шихты УДАГ, представляющей собой смесь алмаза и графитоподобной фазы со средним размером углеродных кластеров 4-6 нм и высокими структурообразующими свойствами. Изучались особенности формирования структуры СМ, модифицированного частицами наноразмерной алмазосодержащей шихты, оценивалось влияние наноразмерного модификатора на триботехнические свойства пар трения и апробации модифицированных СМ в узлах трения с.-х. техники. Изучение проводилось на примере модифицирования литиевой смазки Литол-24 и комплексной литиевой смазки ИТМОЛ-150. Анализ результатов триботехнических испытаний показал, что использование частиц УДАГ в качестве твердых добавок в пластичные смазки наряду с повышением критической нагрузки изменяет условия формирования смазочного слоя в зоне трения и интенсивность изнашивания контактирующих поверхностей. Результаты исследований работоспособности шарнирных сопряжений механизмов копирования рельефа поля жаткой зерноуборочного комбайна, проведенных в процессе сравнительных лабораторно-полевых и эксплуатационных испытаний показали, что применение модифицированного СМ в сочетании с нанесением методом деформационного плакирования антифрикционного покрытия повысило качество выполнения технологического процесса уборки зерна, что выразилось в снижении потерь зерна с 0,78% до 0,52% и уменьшении отклонения от установленной высоты среза с 21% до 12%. Ил. 3. Табл. 1. Библ. 4. (Андреева Е.В.).
93. Повышение эффективности использования моторных масел и контроль их качества на предприятиях АПК. Остриков В.В., Белогорский В.В., Забродская А.В., Викулин О.В., Щеголеватых М.А. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 58-60. Шифр 07-12393.
АПК; МОТОРНЫЕ МАСЛА; КАЧЕСТВО; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; АНАЛИЗ; РФ
Сформулированы основные направления исследований по повышению эффективности использования смазочных материалов на предприятиях АПК: улучшение эксплуатационных свойств широкоиспользуемых масел (МС); контроль качества товарных МС; контроль качества рабочих МС. Описана схема, методы и экспресс оборудование для контроля качества как свежих, так и работающих моторных МС. Перед заправкой МС в двигатель оно анализируется с помощью экспресс-методов, входящих в экспресс-лабораторию по основным параметрам: вязкость кинематическая, щелочное число, температура вспышки, наличие воды. Туда же помещаются данные на конкретную машину (трактор): давление МС в системе, величина среднего угара, средний расход топлива, номер машины, дата замены МС. Через 100 ч наработки производится анализ МС по тем же показателям и оценивается его загрязненность по эталонной шкале. Контролируемые показатели вводятся в блок памяти и обработки информации. Если за 100 ч наработки основные контролируемые показатели изменились в соответствии с известными закономерностями, то на дисплее высвечивается "норма". Если отклонения превышают допустимые значения, то автоматически рассчитывается срок замены МС, отличающийся от нормативного. Одновременно фиксируются и регистрируются отмеченные недостатки технического состояния машины: увеличение расхода топлива, увеличение угара, падение давления МС. Дополнительно вводятся сведения об основных видах выполненных за последние 100 ч работ: вспашка, боронование, культивация, транспортные работы. Наличие выходной объективной информации о сроке замены МС может стать базой для более надежной, безаварийной эксплуатации машины и своевременной замены МС по фактическом состоянию. (Андреева Е.В.).
94. [Производство водорода путем риформинга глицерина, полученного как побочный продукт при получении биодизеля из растительных масел. (США)]. Adhikari S., Fernando S.D., Haryanto A. Glycerin Steam Reforming for Hydrogen Production // Transactions of the ASABE / Amer. soc. of agriculture and biol. engineering.-St. Joseph (Mich.), 2007.-Vol. 50, N 2.-P. 591-595.-Англ.-Bibliogr.: p.594-595. Шифр 146941/Б.
ВОДОРОД; ТОПЛИВО; ПРОИЗВОДСТВО; ГЛИЦЕРИН; ПОБОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ; БИОТОПЛИВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; США
Поскольку производство биодизельного топлива стабильно возрастает, появляется задача использования глицерина, который является побочным продуктом данного процесса. Количество глицерина составляет около 10% по объему от топлива и поскольку 1 моль глицерина содержит до 4 молей водорода, он может служить его источником. Выполнено исследование эффективности использования катализаторов из родия - церия, родия - церия - платины, рутения - иттрия, никеля и иридия. Все катализаторы приготовлялись на вспененной алюминиевой керамике с 8% кремния с удельной поверхностью примерно 1 м2/г и коэффициентом пустотности 0,8. Монолиты сушились при t 125° С в течение 1 ч и затем прокаливались при 700° С в течение 4 ч. В экспериментах использована установка, включающая емкость для смеси воды и глицерина с молярным соотношением 6 : 1, жидкостный расходомер, насос, проточный реактор, холодильник, коллектор конденсата, влагопоглотитель, газовый расходомер и газовый хроматограф. Рабочая температура реактора составляла 700° С при расходе смеси 0,9 л/мин. Катализатор располагался в середине реактора длиной 0,6 м. Смесь получаемых газов охлаждалась и анализировалась на содержание окиси и двуокиси углерода, метана и водорода. Показано, что наибольший выход водорода обеспечивает катализатор из родия - церия - платины. Затем идут последовательно родий - церий, никель, иридий и рутений - иридий. В условиях эксперимента конверсия глицерина составляла 100% при отсутствии необходимости в восстановлении активности катализатора. Ил. 8. Табл. 1. Библ. 16. (Константинов В.Н.).
95. Пространственно-топологический подход при определении основных технико-экономических показателей колесных тракторов. Коваль А.А., Самородов В.Б. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 3.-С. 20-23.-Библиогр.: с.23. Шифр П2261.
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; АГРЕГАТИРОВАНИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; МТА; РЕЖИМ РАБОТЫ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; УКРАИНА
96. Разработка смазочной композиции - аналога трансмиссионного масла. Остриков В.В., Корнев А.Ю. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 64-68. Шифр 07-12393.
МОТОРНЫЕ МАСЛА; ПРИСАДКИ; КАЧЕСТВО; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ТРАНСМИССИИ; ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; ИЗНОС; РФ
Обоснована потребность в современном, надежном, дешевом трансмиссионном масле (ТМ) на фоне снижения производства традиционных масел, их удорожания и ограничения финансовых возможностей предприятий. При разработке композиции в качестве масляной основы использовалось глубокоочищенное отработанное моторное масло со следующими физико-химическими показателями: кинематическая вязкость - 7,5 мм2/с; кислотное число - 0,31 мгКОН/г; температура вспышки - 170° C; содержание нерастворимого осадка - 0,08%; цвет - 5,0 баллов в ед. ЦНТ. Вязкостные свойства основы повышались путем добавления специальной присадки-загустителя КП-20. При этом проводились контроль кинематической вязкости (КВ) и кислотного числа (КЧ). Затем, для придания смазочной композиции противоизносных, антиокислительных, противозадирных, антикоррозионных свойств в загущенную основу вводился пакет присадок к ТМ Крат ПТМ. Концентрацию пакета определяли исходя из анализа изменения термоокислительной стабильности (ТОС), КЧ и содержания нерастворимого осадка. Проводились сравнительные стендовые и производственные испытания смазочной композиции аналога ТМ и товарного масла ТЭп-15 в трансмиссиях тракторов ДТ-75М и Т-150К. Через каждые 100 ч наработки отбирались пробы масла для контроля основных физико-химических показателей: КВ, содержания железа, КЧ и ТОС. Было установлено, что смазывающие свойства у товарного масла ТЭп-15 и смазочной композиции - аналога ТМ в процессе наработки изменялись практически одинаково. По мере увеличения наработки и окисления масла они в обоих случаях ухудшались. Сделан вывод, что разработанная смазочная композиция - аналог ТМ по физико-химическим показателям соответствует требованиям, предъявляемым к товарному маслу ТЭп-15. Эту композицию можно успешно использовать во всех деталях и узлах трансмиссии тракторов с.-х. техники как масло ТЭп-15, а именно, в коробках передач, задних и передних мостах, в рулевом механизме тракторов ДТ-75М, МТЗ-80 и Т-150К со сроком смены не менее 85-90% от ресурса товарного масла. Ил. 3. Табл.1. (Андреева Е.В.).
97. Рынок тракторов-2007: анализ трансмиссий различных типов. Лысов А.М. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 11-16.-Библиогр.: с.16. Шифр П2261.
ТРАНСМИССИИ; НОМЕНКЛАТУРА; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ТРАКТОРЫ; ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; МОЩНОСТЬ; ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕХНИКА; РФ
98. Совершенствование энергоэкологических показателей дизелей. Нагорнов С.А., Фокин Р.В. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 76-80. Шифр 07-12393.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; С-Х ТЕХНИКА; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; РФ
Основным направлением улучшения энергоэкологических показателей двигателей является использование в дизелях биотоплива (БТ) - продукта переработки растительной биомассы, обусловливающей отнесение БТ к разряду возобновляемых источников энергии. Сформулированы 2 причины, вызывающие необходимость замены продуктов переработки нефти на возобновляемые виды экологически чистого топлива: возрастание пагубного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения и рост цен на нефть и нефтепродукты. Значительного улучшения экологической обстановки можно добиться путем применения в качестве топлива растительных масел. Эмиссия вредных в-в в отработавших газах уменьшается до 25%. Однако существенный выигрыш получается только по выбросам сажи, несколько меньше - для оксида углерода и углеводородов, но при этом наблюдается повышенное выделение оксидов азота (ОА) на 12%. Наряду с этим для улучшения технико-экономических показателей применения БТ нужно интенсифицировать процесс впрыскивания, смесеобразования и сгорания. Проведя аналогию между био- и нефтяным топливом, предложено считать, что основная масса ОА образуется в 1-ой фазе сгорания, причем более 50% ОА - в зоне быстрого выгорания гомогенной смеси, приготовленной в период задержки воспламенения. Однако выброс ОА имеет неблагоприятную корреляционную зависимость от топливной экономичности дизеля - по мере сокращения выхода ОА становится выше удельный расход топлива. Анализ корреляционных зависимостей свидетельствует об идентичности механизмов образования ОА как в случае нефтяного топлива, так и при использовании БТ, однако в последнем случае содержание ОА в отработавших газах несколько увеличивается, и эта зависимость усиливается. Для существенного снижения ОА предложено использовать смесевое топливо, содержащее нефтяное дизельное топливо - до 40%, БТ - до 45% и воду - до 15%. Табл. 2. (Андреева Е.В.).
99. Согласование тягово-скоростных возможностей гусеничных тракторов и параметров их МТУ. Долгов И.А. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 17-19.-Библиогр.: с.19. Шифр П2261.
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ; ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; РАБОЧАЯ СКОРОСТЬ; ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ
100. Состояние и перспективы механизации применения органических удобрений [Поточно-погрузочная технология поверхностного и внутрипочвенного внесения жидких органических удобрений с использованием многофункциональных транспортно-технологических средств на базе универсального шасси]. Измайлов А.Ю., Марченко Н.М., Личман Г.И. // Сельскохозяйственные машины и технологии.-2008.-Январь-февраль N 1(2).-С. 21-24. Шифр *Росинформагротех.
ОРГАНИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ; ЖИДКИЕ УДОБРЕНИЯ; СПОСОБЫ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ; ТЕХНОЛОГИИ; МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ; ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; РФ
Отмечено, что рентабельность внесения минеральных удобрений (УД) составляет 250-310%, прибыль от дополнительного производства с.-х. продукции при их применении может превышать доходы от их экспорта в 3 раза. Перспективно производство и применение полужидкого навоза. Разработана поточно-перегрузочная технология (ППТ) поверхностного и внутрипочвенного внесения жидких органических и органоминеральных УД при возделывании зерновых и пропашных культур, а так же на лугах и пастбищах с использованием многофункциональных транспортно-технологических средств на базе универсального шасси. Применение ППТ обеспечивает повышения окупаемости УД в 1,4-1,6 раза, предотвращает загрязнение окружающей среды, повышает производительность труда на 30-35%. (Санжаровская М.И.).
101. [Сравнительная оценка эксплуатации тракторов, работающих на рапсовом масле и дизельном топливе, по характеристикам загрязняющих компонентов выхлопных газов. (ФРГ)]. Thuneke K., Emberger P. Abgasemissionsverhalten rapsolkraftstoffbetriebener Traktoren // Landtechnik.-2007.-Vol.62,N 4.-P. 208-209.-Нем.-Bibliogr.: p.209. Шифр П30205.
ТРАКТОРЫ; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; БИОТОПЛИВО; РАПСОВОЕ МАСЛО; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ОКСИД УГЛЕРОДА; ОКСИДЫ АЗОТА; УГЛЕВОДОРОДЫ; ФРГ
Изучались свойства эмиссии отработавших газов (ОГ) у 2 тракторов (Т), работающих на топливе из рапсового масла (РМ). Установлено, что при работе с Т Deutz-Fahr (ФРГ) соблюдаются предельные показателей 2-й ступени выброса ОГ, Т Fendt (ФРГ) соответствует требованиям 1-й ступени выброса. При сравнении эмиссии ОГ работы Т на дизельном топливе и топливе из РМ необходимо учитывать, что двигатели можно соответственно настроить на оптимальный режим работы только на одном виде топлива. Представленные в настоящее время на рынке Т, переоборудованные для работы на РМ, не обладают оптимальными свойствами эмиссии ОГ, так что следует исходить из наличия значительного потенциала для ее снижения. Усилия производителей двигателей и с.-х. техники направлены на развитие Т, пригодных для работы на РМ. Должны быть проведены измерения эмиссии у Т, имеющих 3-ю ступень эмиссии, а также учет нелимитированных компонентов выброса ОГ. (Санжаровская М.И.).
102. [Субъективная оценка и данные измерений вибрационных характеристик тракторов с различными шинами при движении. (ФРГ)]. Haberland J., Brinkmann C., Bottinger S. Fahrkomfortuntersuchungen mit verschiedenen Traktorreifen // Landtechnik.-2007.-Vol.62,N 4.-P. 210-211.-Нем. Шифр П30205.
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ; ВИБРАЦИЯ; ФРГ
Проведены исследования уровня комфортабельности езды с применением 10 видов тракторных шин, с целью возможного определения взаимосвязи между субъективной оценкой и объективными данными измерений. Пробные поездки проводились на определенном участке дороги длиной около 4,5 км, разделенным на 12 отрезков на тракторе Fendt 411 Vario. Отрезки имели различную поверхность дорожного полотна (гладкий асфальт, неровный асфальт, гравий, проселочная дорога, неровная проселочная дорога). Критерии, определяющие уровень комфортабельности (вибрация машины, ускорение на сиденье, возбуждение колебаний, обусловленных грунтозацепами протектора покрышки), были в конце каждой поездки непосредственно запротоколированы в анкетном листе, содержащим шкалу с десятичным делением. (Санжаровская М.И.).
103. Т-85: создан для Вашего бизнеса [Универсально-пропашной трактор для с.-х., погрузочно-разгрузочных и транспортных работ] // Техника и оборуд. для села.-2008.-N 5.-С. 15. Шифр П3224.
УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНЫЕ ТРАКТОРЫ; КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛ
104. Технологические основы повышения межремонтного ресурса автотракторных двигателей. Храмцов Н.В. // Вестн. Челяб. гос. агроинженер. ун-та.-Челябинск, 2008.-Т. 51.-С. 42-49.-Библиогр.: с.49. Шифр 96-4391Б.
ДВИГАТЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; НАДЕЖНОСТЬ; ОТКАЗЫ ТЕХНИКИ; РЕМОНТ; ПОСЛЕРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС; ТЮМЕНСКАЯ ОБЛ
105. Треугольная гусеница на МТЗ [Повышение тягово-сцепных свойств агрегата за счет применения сменного гусеничного движителя]. Гоменюк В., Щитов С. // Сел. механизатор.-2008.-N 4.-С.19, 3 ( обл.). Шифр П1847.
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; СМЕННЫЕ РАБОЧИЕ ОРГАНЫ; ГУСЕНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ; КОНСТРУКЦИИ; ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; ПОЧВА; ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД; АМУРСКАЯ ОБЛ
106. Улучшение энергоэкологических показателей автотракторных дизелей [Сгорание смесевого топлива (нефтяное дизельное топливо и метиловые эфиры растительных масел)]. Нагорнов С.А., Малахов К.С. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 86-91. Шифр 07-12393.
ТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; РФ
Предложен новый подход к управлению процессом сгорания за счет предварительной обработки топлива (ТП) интегральными силовыми полями различной физической природы - магнитным, электростатическим и вращающимся электромагнитным. При этом происходит совершенствование химических процессов, предшествующих сгоранию ТП. Эти химические превращения способствуют повышению эффективности сгорания ТП и росту индикаторного КПД дизеля за счет появления продуктов, способных самовоспламеняться под воздействием температур и давлений, возникающих в конце хода сжатия. Образцы ТП прокачивались сначала через вихревое электромагнитное поле, объем которого закрывался мелкоячеистыми сетками из немагнитного материала. Внутри этого объема располагались ферромагнитные частицы, которые под действием поля совершали вихревые циркуляционные движения. При движении углеводородных молекул ТП через эту область происходила предварительная их деструкция, в основном, нормальных углеводородов с длинной цепью. Затем предварительно обработанное ТП попадало в ионизатор, оборудованный кроме ионизирующего электрода, соединенного с источником импульсного напряжения, 2 рядами постоянных магнитов. Источник импульсного напряжения выполнен на выходное напряжение от 500 до 2000 B, частота следования импульсов от 2 до 10 кГц при длительности импульсов от 10 до 100 мкс. Структура и состав обработанного ТП в дальнейшем были исследованы с помощью газового хроматографа Кристалл-2000М. Полученные результаты обработки ТП свидетельствуют об уменьшении молекул с длинными цепями и увеличении доли коротких молекул. Проанализированы ИК-спектры ТП до и после обработки. Установлено, что химические превращения в ТП в различные периоды подготовки к сгоранию и сгорания в дизелях оказывают не только существенное влияние на параметры рабочего процесса, но и поддаются целенаправленной регулировке. Трансформация нейтральных молекул ТП в полярные молекулы позволяет резко снизить образование сажеобразных частиц и снизить токсичность продуктов сгорания в отработавших газах дизеля. Ил. 2. Табл. 1. (Андреева Е.В.).
107. Уровень технической эксплуатации и безотказность тракторов. Иванов В., Ретивин А. // Сел. механизатор.-2008.-N 6.-С. 45, 47.-Библиогр.: с.47. Шифр П1847.
ТРАКТОРЫ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; БЕЗОТКАЗНОСТЬ ТЕХНИКИ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ
108. Устройство для снижения расхода топлива на режиме холостого хода тракторного дизеля. Уханов Д.А. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 4.-С. 27-28.-Библиогр.:. Шифр П2261.
ТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА; ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА; УСТРОЙСТВА; ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ
Для повышения эффективности работы тракторных дизелей (ТД) на режиме холостого хода (РХХ) предложено осуществлять работу двигателя на холостом ходу последовательно чередующимися тактами выбега и разгона при автоматическом воздействии на орган управления топливоподачей с изменением частоты вращения коленчатого вала (КВ) от верхнего до нижнего пределов и полным выключением подачи топлива (ПТ) на тактах выбега, с цикловой ПТ на тактах разгона не менее 50-70% номинальной. Способ получил название "экспериментальный РХХ" и характеризуется средней частотой вращения (СЧВ) КВ 500-575 мин-1. Меньшая СЧВ КВ за кинематический цикл на экспериментальном РХХ по отношению к типовому РХХ обусловливает меньшую работу внутренних сил в единицу времени, а следовательно, затрат мощности и топлива на преодоление механических потерь в ТД. Повышенные цикловые ПТ на экспериментальном РХХ обеспечивают прирост давления впрыскивания топлива, что уменьшает закоксовывание распыливающих отверстий форсунок. Разработано устройство воспроизведения экспериментального РХХ на тракторе ДТ-75М, состоящее из электронного блока (ЭБ) управления, электромагнитного исполнительного механизма и микропереключателя, электрически соединенных между собой кабелем посредством штекерных разъемов. ЭБ размещается в кабине трактора и питается от бортовой сети. Установлено, что при работе ТД Д-440 (44 13/14) на экспериментальном РХХ по сравнению с типовым нижний предел минимально-устойчивой частоты вращения КВ в среднем снижается до 500 мин-1, а часовой расход топлива в 1,8 раза. (Санжаровская М.И.).
109. Физико-химические аспекты избирательного переноса и его применение [Износ и повреждение рабочих поверхностей при трении. (Белоруссия)]. Соловей Н.Ф., Тороп В.В., Рехлицкий О.В. // Сельскохозяйственные машины для уборки зерновых культур, кормов и корнеклубнеплодов. Состояние, тенденции и направления развития / ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике.-Гомель, 2007.-С. 114-125.-Библиогр.: с.125. Шифр 07-13731Б.
С-Х ТЕХНИКА; УЗЛЫ МАШИН; ИЗНОС; СРОК СЛУЖБЫ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ; БЕЛОРУССИЯ
Наиболее распространенной причиной выхода из строя деталей и рабочих органов машин является не поломка, а износ и повреждение рабочих поверхностей при трении. Установлено, что после покрытия стальной поверхности тонким слоем меди (1-2 мкм) наступает установившийся режим избирательного переноса (ИП) - эффект безизносности. При этом резко снижается интенсивность изнашивания пары трения и сила трения уменьшается примерно в 10 раз. Для оценки возможности применения режима ИП исследовалось поведение контактного сопротивления и электродных потенциалов (ЭП) при трении во вращающихся контактных устройствах. Кроме этого, исследовалась величина ЭП конструкционных материалов и сплавов в смазках, способствующих проявлению ИП. Для решения поставленной задачи была применена лабораторная установка, позволяющая производить исследования в статике и при трении. Опыты производились при смазке глицерином. Установлено, что применение приработочной среды обеспечивает не только расширение внешней границы контактирования, но и выглаживание рельефа внутри пятна контакта, что вносит вклад в рост реальной площади зацепления. Снижение при этом контактных напряжений влияет на контактную усталость поверхностных слоев, уменьшает возможность зарождения питтинга на поверхностях трения зубьев. В свою очередь, появляющиеся дополнительно концентраторы напряжений влияют на изгибную прочность зубьев и ведут к зарождению усталостных трещин и внезапному разрушению зубьев, приводящему к тяжелым последствиям. Приведенные исследования показали, что использование сред, в которых может устанавливаться режим эффекта ИП, для приработки зубчатых сопряжений редукторов является эффективным в конечном итоге экономически целесообразным. Ил. 8. Табл. 2. Библ. 6. (Андреева Е.В.).
110. Характеристики работы дизеля на кислородосодержащем топливе. Мусурманов Р.К. // Тракторы и с.-х. машины.-2008.-N 3.-С. 10. Шифр П2261.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; СМЕСИ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; УЗБЕКИСТАН
111. Экологическая безопасность ходовых систем мобильной сельскохозяйственной техники. Русанов В.А., Русанов А.В., Ревенко В.Ю. // Сельскохозяйственные машины и технологии.-2008.-Январь-февраль N 1(2).-С. 33-35. Шифр *Росинформагротех.
С-Х ТЕХНИКА; МОБИЛЬНЫЕ МАШИНЫ; ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; УПЛОТНЕНИЕ ПОЧВЫ; КОНСТРУКЦИИ; МОДЕРНИЗАЦИЯ; РФ
В РФ и за рубежом прослеживается тенденция к использованию техники с пониженным уровнем воздействия на почву. Все зерноуборочные и свеклоуборочные комбайны оснащены крупногабаритными шинами (Ш), радиус которых доходит до 200 см, а ширина - до 120 см. Производители рекомендуют оснащать тяжелые энергонасыщенные тракторы (Т) сдвоенными и даже строенными колесами. Растет доля применения Т, оснащенных резиноармированными гусеничными лентами шириной 70-91 см. Проведены исследования по разработке механико-технологических основ обеспечения экологически безопасного влияния на почву движителей Т и с.-х. машин, а также повышения их эксплуатационно-технологических показателей. Дана оценка различных вариантов колесных систем: низкопрофильных, широкопрофильных, сдвоенных, крупногабаритных Ш, изготовленных из олигомеров; изучено влияние конструкции резинокордной оболочки Ш, рисунка протектора на тягово-сцепные и агроэкологические показатели мобильных с.-х. машин. Использование Т с допустимым уровнем воздействия на почву обеспечивает прирост производительности труда, снижение удельного расхода топлива, уменьшение выброса вредных продуктов сгорания топлива в атмосферу, экономию эксплуатационных затрат, уменьшение недобора урожая. Суммарный годовой экономический эффект от замены Ш базового движителя низкопрофильными составляет 30,0-50,0 тыс. руб./трактор. (Санжаровская М.И.).
112. Экологические аспекты производства биотоплива. Красовский Д.А. // Экономика сел. хоз-ва России.-2008.-N 5.-С. 82-85.-Библиогр.: с.85. Шифр П3163.
БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА; С-Х КУЛЬТУРЫ; ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; РФ
Рассмотрены основные экологические и экономические аспекты производства сырья для выработки биотоплива (БТ). Представлено направление диверсификации с.-х. производства. Отмечены экологические и экономические результаты внедрения присадок БТ к традиционному моторному топливу. Указан источник инвестиций для развития производства сырья для БТ. РФ обладает широкими возможностями для развития производства БТ и этанола. Для этого следует возобновить использование необрабатываемых земель и ввести национальные стандарты на моторное топливо с содержанием биодобавок. По подсчетам, обязательное использование БТ в качестве 10%-ной присадки к традиционному топливу позволит снизить выделение парниковых газов в целом по РФ с 15,4 млн. до 12,5-13,5 млн. т/год. (Санжаровская М.И.).
113. Экспериментальные исследования тепломассообменных процессов разогрева двигателя СМД-14НГ и производственные испытания саморегулируемого устройства электроразогрева двигателя (СУЭД). Калинин В.Ф., Шувалов A.M., Телегин П.А. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции / Всерос. н.-и. и проект.-технол. ин-т по использ. техники и нефтепродуктов в сел. хоз-ве.-Тамбов, 2007.-Ч. 2; Энергосбережение при производстве сельскохозяйственной продукции.-С. 40-47.-Библиогр.: с.47. Шифр 07-12393.
ДВС; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; УСТРОЙСТВА; ИСПЫТАНИЯ ТЕХНИКИ; ЧЕХЛЫ; УТЕПЛЕНИЕ; НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА; РФ
Исследовалось влияние вида циркуляции и утеплительного чехла двигателя СМД-14НГ на изменения энергетических параметров саморегулируемого устройства электроразогрева двигателя (СУЭД). В качестве главных параметров сопоставления принимались: коэффициент полезного использования тепла (КПИТ), неравномерность разогрева двигателя и температурное состояние наиболее важных узлов (гильз, вкладышей коренных подшипников, головки). Согласно экспериментальным данным КПИТ вынужденной циркуляции (ВЦ) больше, чем у термосифонной циркуляции (ТСЦ) на 16% из-за большей скорости разогрева при вынужденной конвекции во время разогрева относительно ТСЦ. Время разогрева уменьшается, снижаются теплопотери от поверхности ДВС в окружающую среду. В свою очередь утеплительный чехол повышает КПИТ при ВЦ на 8,5%. Для повышения эффективности использования СУЭД двигатель следует утеплять. Экспериментально установлено, что при ВЦ тосол и двигатель разогреваются равномерно (разница входа и выхода 1-2° C), а при ТСЦ эта разница существенна и составляет 40° C. Большая неравномерность показывает низкое качество разогрева двигателя, которое может привести к повышенному износу цилиндро-поршневой группы во время запуска. Результаты производственной проверки СУЭД на тракторе МТЗ-80 показали, что во время пуска двигателя при температуре наружного воздуха от минус 10° C до минус 15° C испытуемое СУЭД средней мощностью 3500 Вт обеспечивает разогрев двигателя в течение 30-40 мин до t 50±5° C. В результате этого: пуск двигателя осуществляется не более чем 2 попытками продолжительностью 8 мин; при этом температура охлаждающей жидкости достигает 85±5° C; снижается расход топлива в момент пуска-прогрева на 75%; пусковые обороты коленчатого вала увеличиваются на 20-50 об./мин; потребляемая мощность СУЭД в конце процесса разогрева составляет 500 Вт. Сделан вывод: устройства электроразогрева незамерзающей жидкости с саморегулированием мощности являются перспективными и могут быть рекомендованы для промышленного производства и широкого использования в автотракторной технике. Ил. 9. Библ. 3. (Андреева Е.В.).
114. Энергетическая оценка биотоплива на основе рапсового масла. Колос В.А., Сапьян Ю.Н. // Научно-технический прогресс в с.-х. производстве / Науч.-практ. центр Нац. акад. наук Беларуси по механизации сел. хоз-ва.-Минск, 2007.-Т. 2.-С. 187-191.-Библиогр.: с.190-191. Шифр 08-4315.
БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; РАПСОВОЕ МАСЛО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; РФ
Приведены расчеты энегетических показателей производства семян рапса (СР), рапсового масла (РМ) и смесевого биотоплива (БТ). Показано, что аккумулированная в РМ полезная энергия превышает техногенную в 1,74 и 2,04 раза (при урожайности СР (1,5 и 3,5 т/га)). У бензина и дизельного топлива (ДТ) это соотношение равно 4,2, каменного угля - 4,9, торфа - 3,8, дров - 14,6, соломы - 18,5. Применение БТ на тракторах МТЗ показывает, что добавление РМ в ДТ в пропорции большей, чем 1:3, без существенного уменьшения сроков замены картерных масел и использования специальных присадок приводит к закоксовыванию элементов цилиндропоршневой группы двигателя и сокращению его долговечности. Повышение урожайности СР с 1,5 до 3,5 т/га (в 2,33 раза) в технологии производства БТ нецелесообразно с позиции энергосбережения, т. к. не обеспечивает адекватного роста коэффициента энергетической эффективности (КЭЭ). Для РМ он повышается лишь на 17%, для БТ (с долей РМ 25-75%) - на 6,0-13,6% при увеличении экономии ДТ только на 2,0-13,9%. Увеличение доли РМ с 25 до 75% снижает КЭЭ производства смесевого БТ на 34,7% при урожайности СР 1,5 т/га и на 30,0% при 3,5 т/га. Использование в тракторных двигателях смесевого БТ с содержанием РМ более 25-30% без предварительных испытаний опытных образцов с наработкой не менее 500 моточасов может вызвать ряд серьезных технических проблем. (Санжаровская М.И.).