68.85.83 Техническое обслуживание, ремонт машинно-тракторного парка и сельскохозяйственного инвентаря (№1 2010)


Содержание номера


УДК 631.3.004

280. Влияние способов упрочнения лемехов сварочным армированием на расход топлива при пахоте. Михальченков А.М., Капошко Д.А., Михальченкова М.А. // Ремонт, восстановление, модернизация.-2008.-N 10.-С. 33-35. Шифр *Росинформагротех.
ПЛУГИ; РАСХОД ТОПЛИВА; ЛЕМЕХИ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИИ; БРЯНСКАЯ ОБЛ 
Удельный расход топлива (УРТ) при вспашке является одним из главных критериев целесообразности использования той или иной технологии упрочнения как в технологическом, так и в экономическом аспекте. Особенно это важно в случае изменения геометрии рабочей поверхности лемеха (ЛМ), что имеет место при наплавке валиков по всей рабочей поверхности и в области носка ЛМ. Полевыми испытаниями установлено, что УРТ при пахоте армированными ЛМ идентичен расходу топлива при пахоте ЛМ в состоянии поставки, т.е. применение упрочняющих технологий путем нанесения армирующих валиков на рабочую поверхность ЛМ не оказывает существенного влияния на УРТ. Поэтому с точки зрения энергетических затрат рационально применение технологии нанесения упрочняющих валиков в области, примыкающей к полевому обрезу. (Юданова А.В.).

281. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники адгезивом АНАТЕРМ-105: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук специальность 05. 20. 03 <технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Щетинин М.В..-Мичуринск, 2008.-19 с.: ил.-Библиогр. : с.19 (7 назв.). Шифр *Росинформагротех 
С-Х ТЕХНИКА; ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИИ; ДИССЕРТАЦИИ; ТАМБОВСКАЯ ОБЛ 
Анализировались способы восстановления и долговечности неподвижных соединений (НС) подшипников. В соответствии с линейной теорией упругости получены основные уравнения, по которым следует определять напряжения и деформации в клеевом шве (КШ) восстановленного соединения. Акриловый адгезив АН-105 имеет высокую скорость полимеризации и время отверждения при котором образуется сшитый полимер составляет 4,0; 3,5 и 3,0 ч при t 20; 30; 40° С соответственно. Теплостойкость АН-105 составляет 148° С, что подтверждает его работоспособность в диапазоне температур эксплуатации подшипниковых узлов с.-х. техники. Адгезив АН-105 имеет высокие деформационно-прочностные свойства. Пленки адгезива АН-105 имеют удлинение 18,5%, что в 2 раза превышает деформацию пленок герметика АН-6К и более чем в 3 раза деформацию пленок герметика АН-6. Удельная работа деформации при разрыве пленок адгезива АН-105 в 1,24 раза превышает аналогичный показатель пленок АН-6К и в 1,72 раза АН-6. Клеевые соединения (КС) АН-105 через 0,5 ч отверждения имеют прочность 1,2 МПа, что достаточно для транспортировки последних. Прочность КС зависит от толщины КШ и составляет 16,3; 14,75 и 14,2 МПа при толщине КШ 0,05; 0,075 и 0,1 мм соответственно. НС, восстановленные адгезивом АН-105, имеют высокую долговечность, которая зависит от значения эксплуатационной нагрузки на подшипниковый узел. Максимальная допустимая толщина КШ адгезива АН-105 при циклической радиальной нагрузке: 20,0; 15,8; 12,8 и 9,9 кН на подшипник составляет соответственно 0,10; 0,13; 0,17 и 0,23 мм. Разработана и внедрена технология восстановления НС подшипников качения акриловым адгезивом АН-105. Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии составил около 290 тыс. руб. (Юданова А.В.).

282. Диагностика тепловых параметров электродвигателей в животноводческих помещениях. Стерхова Т.Н., Ниязов A.M., Киршин А.Р. // Энергообеспечение и энергосбережение в сельском хозяйстве / Всерос. науч.-исслед. ин-т электрификации сел. хоз-ва.-Москва, 2008.-Ч. 3; Энергосберегающие технологии в животноводстве и стационарной энергетике.-С. 421-425.-Библиогр.: с.425. Шифр 08-7813. 
ЖИВОТНОВОДЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ; МЕХАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА; ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ; ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; УДМУРТИЯ

283. Диагностирование гидростатических трансмиссий [Белоруссия]. Тимошенко В.Я., Новиков А.В., Жданко Д.А., Некрашевич Е.С. // Агропанорама.-2009.-N 1.-С. 44-48.-Библиогр.: с.48. Шифр П32601. 
ТРАНСМИССИИ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; УСТАНОВКИ; КОНСТРУКЦИИ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; БЕЛОРУССИЯ

284. Исследование устойчивости процесса электромагнитной наплавки поверхностей [Восстановление и упрочнение деталей. (Белоруссия)]. Кожуро Л.М., Герасимович Л.С., Крутов А.В. // Агропанорама.-2009.-N 1.-С. 11-13.-Библиогр.: с.13. Шифр П32601. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ИЗНОСОСТОЙКИЕ ПОКРЫТИЯ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; БЕЛОРУССИЯ

285. Новые технология восстановления деталей гусеничного движителя рисозерноуборочного комбайна. Ищенко С.А., Балабанов В.И. // Механизация и электрификация сел. хоз-ва.-2008.-N 12.-С. 51-53.-Библиогр.: с.53. Шифр П2151. 
РИСОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ; ГУСЕНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; РФ 
Для повышения надежности гусеничной цепи (ГЦ) и входящей в нее втулки (ВТ) рисозерноуборочных комбайнов предлагается способ планового диагностирования. Он предусматривает измерение длины 10 звеньев верхней ветви ГЦ путем размещения штангенинструмента с одноименных сторон крайних ВТ контролируемого участка. Разработаны промышленные образцы 4-пуансонных штампов для получения осадкой из изношенных ВТ поковок с необходимыми припусками по наружному, а также внутреннему диаметрам и укороченных по высоте на 6-8 мм, что в дальнейшем компенсируется установкой колец высотой 3,4 мм между ВТ и щекой при сборке ГЦ. Компенсационные кольца изготавливают из выбракованных втулок. Установка для планового диагностирования ВТ гусениц комбайнов имеет нагревательное устройство на базе ВЧ-генератора, молот и пресс. Для восстановления изношенных зубьев ведущего колеса и поверхностей качения поддерживающих катков гусеничного движителя предлагается применять индукционные методы наплавки твердосплавных порошковых сплавов. Для повышения ее скорости, качества и абразивной износостойкости покрытий разработана новая наплавочная композиция порошкового материала. Обрабатываемую деталь устанавливают в токарно-винторезный станок. Ее поверхность, предназначенную для обработки, смачивают технологической жидкостью. Натирающие элементы устройства вводят в соприкосновение с обрабатываемой поверхностью, прижимают с определенным усилием и включают станок. Резкий свистящий звук указывает на протекание процесса нанесения покрытия. Предлагаемый способ обработки обеспечивает: выглаживание обработанной поверхности деталей с уменьшением их шероховатости; упрочнение подповерхностного слоя за счет наклепа; образование в результате диффузии пластичной антиизносной композиционной структуры поверхности; защиту от проникновения во внутренние структуры металла свободного водорода (защита от водородного изнашивания); наличие на обработанных поверхностях слоя твердосмазочного антифрикционного композиционного покрытия, что благоприятно воздействует на сопрягаемую деталь вследствие частичного переноса на них с обработанных шеек пластичного покрытия при их эксплуатации. Отмечено повышение долговечности ВТ ГУ более чем в 2 раза. Эффективность новой технологии восстановления пальцев и ВТ оценивали при сопоставлении экономических показателей базового и проектируемого вариантов. Сравнительный эффект за расчетный период с учетом дисконтирования составил 308 тыс. руб., срок окупаемости затрат - 0,25 года, при годовой программе ремонта 200 цепей (21600 щек). (Буклагина Г.В.).

286. Нормативы трудоемкости и организации рабочих мест по техническому обслуживанию технологического оборудования в основных и вспомогательных подразделениях птицеводства. Катышева Ж., Макаренкова Т. // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве.-2008.-N 12.-С. 40-50. Шифр *Росинформагротех. 
МЕХАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА; ПТИЦЕВОДСТВО; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РАБОЧЕЕ МЕСТО; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ТРУДОЕМКОСТЬ; НОРМИРОВАНИЕ; РФ 
Рассмотрены методические подходы к определению нормативов труда на техническое обслуживание машин и оборудования птицеводческих предприятий. (Буклагина Г.В.).

287. Особенности процесса газодинамического напыления металлических покрытий. Бурак П.И., Айнетдинов P.P., Веремчук А.О. // Перспективы развития агропромышленного комплекса России / Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В. П. Горячкина.-Москва, 2008.-Ч. 1.-С. 14-20.-Библиогр.: с.20. Шифр 09-3794. 
С-Х ТЕХНИКА; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЕ; ПОРОШКОВЫЕ ПОКРЫТИЯ; ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД; РФ

288. [Применение метода динамического программирования к оценке надежности новых и отремонтированных топливных насосов. (Польша)]. Klimkiewicz M. Optimization of selection of reconditioned parts in repair of injection pump // Annals of Warsaw agr. univ. Agriculture.-Warsaw, 2008.-N 52.-P. 59-65.-Англ.-Рез. пол.-Bibliogr.: p.64-65. Шифр H87-8987. 
ДВС; ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ; НОВЫЕ МАШИНЫ; РЕМОНТ; НАДЕЖНОСТЬ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ПОЛЬША

289. Применение промежуточного слоя из порошкового материала при электроконтактной приварке стальной ленты [Валы технические]. Латыпов Р.А., Бурак П.И. // Перспективы развития агропромышленного комплекса России / Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В. П. Горячкина.-Москва, 2008.-Ч. 1.-С. 71-80.-Библиогр.: с.80. Шифр 09-3794. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ; ЭЛЕКТРОКОНТАКТНАЯ ПРИВАРКА; НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; РФ

290. Ресурсосберегающие восстановительно-упрочняющие технологии - основа вторичного производства деталей машин [Использование высокой адгезионно-когезионной прочности покрытий при использовании порошковой проволоки]. Черноиванов В.И., Лялякин В.П., Литовченко Н.Н. // Вестник ОрелГАУ / Орлов. гос. аграр. ун-т. Орел.-2009.-№ 1(16).-С. 2-5. Шифр 07-5612Б. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; С-Х МАШИНЫ; ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЕ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; ПОСЛЕРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ 
Отмечены следующие преимущества метода восстановления деталей (ДТ) электродуговой металлизацией (ЭДМ): метод применим для восстановления стальных, чугунных ДТ, а также ДТ из цветных металлов, для устранения дефектов литья, для повышения жаростойкости стали алитированием, для нанесения антифрикционных покрытий при изготовлении подшипников качения, для нанесения псевдосплавов, для долговременной антикоррозионной защиты, для защитно-декоративных целей с покрытием медью, бронзой, латунью и алюминием. В тоже время ЭДМ-метод характеризуется недостатками, среди которых низкая адгезионно-когезионная прочность покрытия и невысокая его твердость. Описано совершенствование ЭДМ-метода путем разработки новых моделей металлизаторов со сверхзвуковым истечением гетерофазного потока, обеспечивающего повышение адгезионно-когезионной прочности в 1,5 раза и повышающего коэффициент использования присадочного материала на 20%. Глобальной задачей является повышение ресурса рабочих органов почвообрабатывающих машин, для решения которой необходимо, чтобы метод упрочнения отвечал критерию относительного значения микротвердостей взаимодействующих ДТ и среды. Стратегия решения проблемы: 1) разработка метода восстановления и упрочнения металлокерамическими покрытиями; 2) метод прост, дешев, технологичен, не требует сложного и дорогостоящего оборудования; 3) области применения - машиностроительные предприятия с.-х. назначения, МТС, РТП, фермерские хозяйства в стационарных и нестационарных условиях. Приведено краткое описание аппарата ЭДУ-2, удовлетворяющего большинству требований и реализующего ЭДМ. Созданный скоростной электродуговой термодиффузионный метод и оборудование скоростного электродугового упрочнения, позволяет получить в упрочненном поверхностном слое сложнофазную структуру, содержащую кроме термодиффузионных элементов и металлокерамические образования. Ил. 2. (Андреева Е.В.).

291. Ресурсосберегающие технологии газотермического напыления при ремонте машин АПК. Кузнецов Ю.А. // Вестник ОрелГАУ / Орлов. гос. аграр. ун-т. Орел.-2009.-№ 1(16).-С. 13-15.-Библиогр.: с.15. Шифр 07-5612Б. 
С-Х МАШИНЫ; РЕМОНТ; РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПОРОШКОВЫЕ ПОКРЫТИЯ; ПЛАЗМЕННЫЕ ПОКРЫТИЯ; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ 
Перечислены современные методы газотермического напыления (ГТН). Выделен прогрессивный способ получения газотермических покрытий со сверхзвуковой скоростью частиц. Этот способ характеризуется использованием сжатого воздуха как в качестве окислителя (вместо кислорода), так и в качестве хладагента для охлаждения камеры сгорания. Покрытия, полученные этими способами, в отличие от традиционных способов характеризуются высокой адгезией, низкой пористостью и могут оказать большую конкуренцию детонационному нанесению покрытий. Даны определения и основные характеристики следующих видов напыления: сверхзвуковое (СЗ) газоплазменное напыление, СЗ плазменное напыление и СЗ газодинамическое напыление. Перечисленные новые СЗ способы позволяют значительно расширить возможность традиционного ГТН покрытий, используемого при восстановлении деталей. Полученные покрытия характеризуются более высокой адгезией, низкой пористостью, могут наноситься на изделия сложной формы, изготовленные практически из любых металлов, а также на керамику и стекло. Описанное направление в области ГТН перспективно и должно получить широкое развитие на ремонтно-технических предприятиях, занимающихся восстановлением деталей. Ил. 3. Библ. 9. (Андреева Е.В.).

292. Совершенствование обкаточно-тормозного стенда [Использование аксиально-плунжерных насосов для торможения ДВС и др. узлов тракторов и автомобилей. (Белоруссия)]. Тимошенко В.Я., Новиков А.В., Жданко Д.А. // Агропанорама.-2009.-N 5.-С. 45-48.-Библиогр.: с.48. Шифр П32601. 
ДВС; ТРАКТОРЫ; С-Х МАШИНЫ; ОБКАТКА; ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТЕНДЫ; МОДЕРНИЗАЦИЯ; НАСОСЫ; ТОРМОЗА; РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ; БЕЛОРУССИЯ

293. Совершенствование технического сервиса мобильных электроагрегатов с автономным электроснабжением: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук специальность 05. 20. 03 <технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Легеза Г.В..-Москва: [б. и.], 2009.-18, [1] с., [включ. обл.]: граф.-Библиогр. в конце текста (6 назв.). Шифр 09-5651 
АПК; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ; МОБИЛЬНЫЕ МАШИНЫ; АВТОНОМНОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ; ДВС; АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ; ДИССЕРТАЦИИ; РФ 
Разработана структура и дано обоснование пропускной способности, специализации и размещения предприятий технического сервиса, обслуживающих мобильные электроагрегаты (МЭА) на основе современных методов оптимизации технологических процессов по критериям ресурсосбережения. Разработан программно-аппаратный комплекс дистанционного диагностирования и прогнозирования продолжительности безотказной работы МЭА в производственных условиях. Рассмотрены процессы эксплуатации МЭА и средства технической эксплуатации в условиях с.-х. и промышленных предприятий. Разработаны соответствующие математические модели оптимизации по критериям ресурсосбережения. Предложена конструкция устройства дистанционного диагностирования в режиме реального времени. Установлено оптимальное потребное количество средств заряда тяговых аккумуляторных батарей МЭА. Разработана методика комплексной оценки эффективности и оптимизации функционирования средств заряда тяговых аккумуляторных батарей МЭА, позволяющая установить степень использования и обосновать выбор зарядных устройств в зависимости от мощности и энергоемкости элементов тягового электропривода. (Буклагина Г.В. 1).

294. Увеличение эксплуатационного ресурса деталей сельхозмашин [Упрочнение гильз цилиндров ДВС поверхностным пластическим деформированием в переменном магнитном поле]. Таранов А.С. // Механизация и электрификация сел. хоз-ва.-2008.-N 12.-С. 60. Шифр П2151. 
ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ; НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПОСЛЕРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС; КУРГАНСКАЯ ОБЛ 
Разработан метод упрочнения, основанный на поверхностном пластическом деформировании (ППД) детали в переменном магнитном поле (ПМП). При этом реализуется комплексное воздействие на обрабатываемую деталь специальным деформирующим инструментом и ПМП, при котором происходят дислокационное упрочнение поверхностного слоя и фазовые превращения поверхностного слоя, вызванные концентрационным насыщением углеродом, среагировавшего в результате восходящей диффузии из центра к периферии. Полученный слой отличается повышенной твердостью порядка 320-340 HV, износостойкостью и хорошей фрикционной прирабатываемостью. Обработка гильз цилиндров двигателей осуществляется на технологическом комплексе, включающем токарно-винторезный станок К62, державку с упрочняющим инструментом, генератор ПМП. Преимущества обработки внутренней поверхности тонкостенных гильз цилиндров ППД в ПМП: интенсивное уменьшение шероховатости поверхности - за 1 проход можно увеличить качество поверхности на 2-4 квалитета; значительная глубина упрочненного слоя (до 2,5 мм) с напряжениями сжатия, которые повышают усталостную прочность; высокая производительность процесса обработки, которая в 2-4 раза превышает существующие методы шлифования и хонингования; простота технологии и ее доступность для организации в условиях ремонтных подразделений предприятий; отсутствие в поверхности абразивных включений, что повышает износостойкость; возможность обработки на токарных, карусельных, фрезерных и сверлильных станках поверхностей, восстановленных наплавкой, электродуговой металлизацией, гальванической обработкой. (Буклагина Г.В.).

295. Упрочнение деталей машин покрытиями, синтезированными из газовой фазы. Батищев А.Н., Ферябков А.В., Шевченко Г.В. // Вестник ОрелГАУ / Орлов. гос. аграр. ун-т. Орел.-2009.-№ 1(16).-С. 21-24.-Библиогр.: с.24. Шифр 07-5612Б. 
С-Х МАШИНЫ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ПОКРЫТИЯ; ГАЗЫ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; РФ 
Перечислены различные способы упрочнения деталей машин и отмечена характерная черта получения упрочняющих покрытий (УП) из паровой или газовой фазы - прямое преобразование электрической или иной энергии в энергию технологического воздействия. Основным достоинством данных методов является возможность создания весьма высокого уровня физико-механических свойств материалов в тонких поверхностных слоях, нанесение тонких покрытий из тугоплавких химических соединений. Дана характеристика физическим (PDV) и химическим (CVD) методам создания УП посредством осаждения в вакууме. Сделаны выводы: 1) оборудование CVD и PVD является дорогостоящим и при упрочнении мелких партий изделий неэффективно; 2) технологии CVD и PVD достаточно сложны и подразумевают качественную многоступенчатую очистку и подготовку поверхности; 3) оборудование для финишного плазменного упрочнения (ФПУ) является несложным и включает в себя переносной блок аппаратуры с дозатором-испарителем реагентов и малогабаритным плазматроном, водяную систему охлаждения и баллон с плазмообразующим газом - аргоном; 4) технологический процесс ФПУ включает в себя операции очистки поверхности детали и последующую ее обработку на открытом воздухе; 5) в ремонтном производстве АПК технологии CVD и PVD использовать нецелесообразно; 6) для ремонтного производства АПК наиболее приемлемым из возможных способов получения УП осаждением из газовой фазы является финишное плазменное упрочнение или аналогичный способ получения плазмохимических покрытий. Ил. 3. Библ. 6. (Андреева Е.В.).

296. Упрочнение деталей трактора Т-4А электродиффузионной термической обработкой. Паульс В.Ю., Смолин Н.И., Кусков В.Н. // Механизация и электрификация сел. хоз-ва.-2008.-N 12.-С. 50-51.-Библиогр.: с.51. Шифр П2151. 
ТРАКТОРЫ Т; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕРМООБРАБОТКА; СТАЛЬ; ТЮМЕНСКАЯ ОБЛ 
Рассмотрена электродиффузионная термическая обработка (ЭДТО) легированных сталей, как одна из новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий машиностроения, способствующих улучшению механических свойств поверхностного слоя (ПС) контактирующих деталей машин и продлению срока их службы. Установлено, что после ЭДТО на низколегированных сталях формируется упрочненный ПС глубиной до 120-250 мкм. В результате обработки происходит обогащение ПС образцов легирующими элементами, в частности, концентрация никеля увеличилась в 1,5-8 раза; молибдена - в 1,5-2,5; кремния - в 1,5-2,2; ванадия - в 1,5; алюминия - в 3,2-11,4; хрома - в 1,5-4 раза. Изменение состава ПС привело к преобразованию его структуры и повышению микротвердости. Сформулированы причины повышения микротвердости ПС легированных сталей после ЭДТО: наличие мелкодисперсных нитридов алюминия, крупных силикатных и сложносоставных включений по границам дендритов ближе к поверхности, повышение доли перлитной составляющей в ПС, измельчение феррита вблизи поверхности. Во всех случаях наблюдалось повышение дисперсности структурных составляющих в ПС сталей. За счет более эффективного использования внутренних резервов материалов можно повысить эксплуатационные характеристики деталей из низколегированных сталей, приблизив их по свойствам к средне- и высоколегированным. Возможно использование ЭДТО как самостоятельного процесса, так и в сочетании с др. видами обработки. (Буклагина Г.В.).

297. Электроискровая обработка поверхностей деталей для создания износостойких объёмных наноструктурированных покрытий на режущих деталях сельхозтехники. Хромов В.Н., Кузнецов И.С., Петрашов А.С. // Вестник ОрелГАУ / Орлов. гос. аграр. ун-т. Орел.-2009.-№ 1(16).-С. 6-8.-Библиогр.: с.8. Шифр 07-5612Б. 
С-Х ТЕХНИКА; РЕЖУЩИЕ УСТРОЙСТВА; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ПОКРЫТИЯ; ЭЛЕКТРОИСКРОВЫЕ УСТАНОВКИ; НАНОТЕХНОЛОГИИ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ 
Описан способ электроискровой обработки (ЭИО) металлов, основанный на явлении электрической эрозии материалов при искровом разряде в газовой среде. Приведены 2 точки зрения на механизм эрозии электродов. Предложено различать мостиковую эрозию от действия потоков зараженных частиц. Приведены сущность модели конфигурационной локализации и содержание экспериментальной работы на противорежущих пластинах пальцев ножа жатки комбайна ДОН-1500. В эксперименте слой наносился в 2 прохода на жестком и мягком режиме работы установки ЭИО. Качество образцов изучалось в низковакуумном режиме при зазоре в 1,0 мм между верхней частью исследуемого образца и верхней частью шахты под столик с образцом, а настройку на малые увеличения проводили при расстоянии не менее 6,0 мм. Было выявлено, что после обработки одного и того же участка в 2 прохода сначала на грубом режиме, а затем на мягком, на поверхности покрытия наблюдались сетки микротрещин и следы выкрашивания. Дальнейшее увеличение числа проходов электрода по поверхности противорежущей пластины приводит к разрушению различных участков. Вследствие этого при 2 проходах не происходят сколы основы металла. Сделан вывод, что для повышения износостойкости электроискровых покрытий деталей машин необходимо в измененном поверхностном слое создать объемную наноструктуру реечного мартенсита. Указанная мера придаст электроискровому покрытию уникальные трибологические свойства. Ил. 3. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

298. Электроосаждение бинарных сплавов на основе железа для упрочнения деталей машин. Серебровский В.И., Гнездилова Ю.П. // Вестник ОрелГАУ / Орлов. гос. аграр. ун-т. Орел.-2009.-№ 1(16).-С. 9-12.-Библиогр.: с.12. Шифр 07-5612Б. 
УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЕ; ЖЕЛЕЗО; СПЛАВЫ; МОЛИБДЕН; ВОЛЬФРАМ; ФОСФОР; ЭЛЕКТРООБРАБОТКА; ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК; КУРСКАЯ ОБЛ 
Рассмотрены способы электроосаждения (ЭО) сплавов железа-молибдена (ЖМ), железа-вольфрама (ЖВ), железа-фосфора (ЖФ) с применением асимметрии переменного тока. Для определения условий электролиза, обеспечивающих получение износостойких покрытий, применялась методика планирования экспериментов с планом в виде латинского квадрата. В качестве исследуемых факторов (Ф) применялись: показатель асимметрии тока, плотность катодного тока, концентрация легирующей соли, кислотность электролита, концентрация лимонной кислоты и температура электролита. Обработка результатов экспериментов производилась путем группировки данных по значениям каждого Ф. При усреднении все прочие Ф, кроме того, по которому произведена группировка, уравнивались. В дальнейшем осуществлялась группировка исходных данных по значениям 2-го Ф, что позволило найти 2-ую частную зависимость результатов от 2-го Ф, затем от 3-го, 4-го и т.д. Окончательная эмпирическая формула получалась как сумма и произведение частных эмпирических формул. Сделаны выводы: 1) реализация нового способа ЭО сплавов ЖМ, ЖВ и ЖФ с применением асимметричного переменного тока целесообразна при скорости ЭО 0,27-0,32 мм/ч. При этом содержание молибдена в покрытии составляет 1,4-1,6%, фольфрама 2,5-3,0%, фосфора 2,8-3,2%; 2) термообработка сплавов при температуре 673° K и выдержке в течение 1 ч приводит к резкому повышению микротвердости ЖФ покрытий до 14000 МПа. Для ЖМ и ЖВ покрытий заметного увеличения микротвердости не происходит. Ил. 5. Табл. 1. Библ. 7. (Андреева Е.В.).


Содержание номера

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий