68.75.41 Экономические вопросы инженерно-технического обеспечения АПК (№4 2010)


Содержание номера


УДК 631.171

См. также док. 1007

957. [Использование данных географической информационной системы и разработка демографических данных с.-х. регионов на основе WEB-ресурсов в преф. Сага, Япония]. Miyamoto H., Kitagawa K., Koumoto T. Geographic Trend Analysis of Depopulated and Aging Areas in Saga Based on Web-browsing Community Database // Transactions of the Japan. soc. of irrigation, drainage and reclamation engineering.-Tokyo, 2009.-N 262.-P. 119-124.-Яп.-Рез. англ.-Bibliogr.: p.124. Шифр 51931-H. 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ГИС; ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА; ПРОИЗВОДСТВО С-Х ПРОДУКЦИИ; РЕГИОНЫ; ЯПОНИЯ

958. [Модель ценообразования на услуги по транспортировке с.-х. продукции в условиях ограниченности транспортных средств в разных регионах страны на примере США. (Новая Зеландия)]. Coleman A. A Model of Spatial Arbitrage with Transport Capacity Constraints and Endogenous Transport Prices // Am. J. agr. Econ..-2009.-Vol.91,N 1.-P. 42-56.-Англ.-Bibliogr.: p.55-56. Шифр П23426. 
ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА; ТРАНСПОРТИРОВКА; ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ; ЦЕНЫ; ДЕФИЦИТ; ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; США 
Представлена модель пространственного ценового арбитража с учетом хранения и торговли товара в условиях, когда торговля ограничена в связи с трудностями обеспечения транспортных средств. Дан подробный анализ преимуществ и недостатков предыдущих моделей, которые имеют 2 основных ограничения: 1) они предназначены для определения цен на товары в зависимости от цен их транспортировки, а также от торговых потоков; 2) в этих моделях игнорируется тот факт, каким образом хранение товаров влияет на арбитражный процесс. Представленная модель описывает арбитражное поведение для товаров, реализуемых на конкурентных рынках и транспортируемых конкурентными фирмами, которые имеют затруднения с наличием транспортных средств. Табл. 5. Библ. 25. (Волков Л.Н.).

959. [Новые тенденции в торговле с.-х. машинами. (ФРГ)]. Der Wandel im Handel // Agrartechnik business.-2009.-N 8.-P. 1-5.-Нем. Шифр *Росинформагротех. 
С-Х ТЕХНИКА; ТОРГОВЛЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; СТАНДАРТЫ; ДИНАМИКА; ФРГ 
Описаны 3 эволюционные преобразования в системе торговли с.-х. машинами: по организации торговли; изменениям задач и структуры; ожидаемой динамике. Рассмотрены ключевые функции торговли с.-х. машинами, разнообразие систем сбыта продукции фирм-производителей. Предлагается привести в соответствие стандарты торговли. (Нино Т.П.).

960. Организационно-экономические аспекты совершенствования агротехнического сервиса [В условиях Челябинской обл.]. Лысенко М.В. // Вестн. РАСХН.-2009.-N 5.-С. 20-21.-Рез. англ.-Библиогр.: с.21. Шифр П3109. 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; АГРОСЕРВИС; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ИННОВАЦИИ; КООПЕРАЦИЯ; МТС; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ

961. Организационно-экономический механизм технического обеспечения сельскохозяйственного производства (на материалах Тверской области): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук : специальность 08. 00. 05 <экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК и сельского хозяйства) >. Ларионов А.В..-Москва, 2009.-19 с.: ил. Шифр *Росинформагротех 
МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ДИССЕРТАЦИИ; ТВЕРСКАЯ ОБЛ 
Обоснована принципиальная 3-уровневая схема оценки технической обеспеченности аграрного производства (ТОАП): I - макроуровень (производство техники (Т) (РФ и развитые страны мира), тенденции и особенности развития макрорынка Т); II - мезоуровень (проблемы развития мезорынка Т, уровень обеспечения Т основных потребителей, группировки областей и районов по 2-блочной системе показателей дифференциации, тенденции потребления Т емкости рынка (потенциальная и потребительская); III - микроуровень (анализ основных индикаторов рынка агротехники в Тверской обл., интегральная оценка ТОАП). Группировка ряда областей ЦФО, относящихся к зоне 1 позволила выделить следующие группы: регионы-лидеры (типичным представителем группы является Орловская обл.); регионы-середняки (типичный - Брянская обл.) и регионы-аутсайдеры (типичный - Тверская обл.). На основе результатов группировки выявлена взаимосвязь уровней ТОАП базовыми видами с.-х. Т и развития с.-х. производства: совпадение этих результатов по каждой из 1-ых 3 гр. областей составляет 75%, по 4-й группе - 100%. Выявлено, что ТОАП Тверской обл. реализован на 27,7%. Максимально проблемными сферами являются: технологические и трудовые ресурсы, уровень информационной прозрачности рынка, практическое разрушение агросервиса. Уровень реализации этих составляющих потенциала в 2008 г. составил соответственно - 17,4, 16,5, 8,7 и 5,6% от рассчитанного в работе максимума. Для решения проблем разбалансированности организационно-экономического механизма технического обеспечения с.-х. производства на региональном уровне обоснован и апробирован проект организации регионального координационного центра "Инновационная Агротехника". Выполненный расчет потенциальных выгод от организации Центра показал, что суммарная ежегодная экономия затрат на обновление МТП составит 31 млн. руб., т.е. разработанный проект окупится уже на 2-й год реализации. Организация дополнительных рабочих мест позволит повысить (к 2014 г.) уровень использования кадрового потенциала рынка с.-х. Т с 3,2% до 6,8%; в результате активного функционирования районного консультационного центра снизится (на 21,4%) уровень ассиметричности информации и повысится степень информационной прозрачности рынка на 35,9%. Обоснован и апробирован проект организации сети региональных машинных агросоюзов и рингов. Среднегодовой эффект экономии затрат - 3,8 млн. руб. Суммарный экономический эффект от реализации указанных мероприятий будет выражен достижением следующих показателей: количество актов купли-продажи Т ежегодно будет увеличиваться в 1,6 раза, уровень механизации аграрного труда повысится к 2015 г. на 36,4%, годовая производительность труда - в 2,3 раза, а валовой объем основной продукции растениеводства - в 1,8 раза по сравнению с 2008 г. (Юданова А.В.).

962. Принципы организации рынка подержанной сельскохозяйственной техники [В условиях Белорусии]. Чернявский К. // Аграрная экономика.-2008.-N 1.-С. 19-22.-Рез. англ.-Библиогр.: с.22. Шифр П32610. 
С-Х ТЕХНИКА; ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ; ТЕОРИИ; МЕТОДОЛОГИЯ; БЕЛОРУССИЯ 
Дается определение понятия "вторичный рынок с.-х. техники" (ВР) и рассматриваются особенности его формирования и развития. Раскрываются мотивы деятельности субъектов ВР. Под ВР следует понимать систему взаимоотношений между юридическими и физическими лицами по поводу купли-продажи и по пред- и послепродажному обслуживанию подержанной и восстановленной с.-х. техники. При этом ВР включает не все услуги технического сервиса, а лишь те, стоимость которых заложена в цену подержанной или восстановленной машины. Между продовольственным рынком и ВР существуют прямые и обратные связи, влияющие на состояние ВР. Его субъектами могут выступать как с.-х., так и ремонтные предприятия, дилерские организации и заводы-изготовители. Для формирования и нормального функционирования ВР требуется наличие платежеспособного спроса, предложение всего перечня технических услуг, приоритетность господдержки отечественного ВР, равенство всех его участников, исключение монополизма. Для развития конкуренции допускается присутствие зарубежных фирм, но их доля в общем объеме услуг должна составлять не более 20-30%. В противном случае будет постоянно существовать угроза вытеснения и разорения отечественных предприятий. Библ. 4. (Шарипов И.Н.).

963. Развитие дилерской службы как элемента системы технического обеспечения предприятий агробизнеса. Ермакова Н.Ю., Костюченко Т.Н. // Перспективы развития аграрной экономики в условиях кризиса / Ставроп. гос. аграр. ун-т.-Ставрополь, 2009.-С. 167-169. Шифр 10-2455. 
АПК; РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА; АГРОБИЗНЕС; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; МАРКЕТИНГ; АГРОСЕРВИС; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; РФ

964. Совершенствование организационно-экономического механизма эффективного функционирования автотранспортных организаций АПК на рынке услуг [Белоруссия]. Ефименко А. // Аграрная экономика.-2009.-N 6.-С. 36-40.-Рез. англ.-Библиогр.: с.40. Шифр П32610. 
АПК; АВТОТРАНСПОРТ; ТРАНСПОРТИРОВКА; РЫНОК; УСЛУГИ; ОРГАНИЗАЦИИ; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; БЕЛОРУССИЯ 
Темпы развития автомобильного транспорта Белоруссии оказывают значительное влияние на уровень производства всех отраслей экономики. Рынок автотранспортных услуг (АТУ) в АПК рассматривается как часть единой системы открытого рынка страны. Использовали количественные методы исследования рынка, а также методы многомерной классификации; региональные характеристики и регулярность спроса на специализированные АТУ. Эффективный рынок АТУ в АПК представляет собой совокупность юридически и экономически самостоятельных производителей и потребителей АТУ и иных услуг, и его успешная деятельность в большой степени определяется тем, насколько система автотранспортного обеспечения производства соответствует его организационно-экономическим и технологическим условиям. На современном этапе разрабатываются концепции создания логистических центров, исходя из специфики стран и регионов. Речь идет о координации работы нескольких видов транспорта и создании новых логистических систем. Комплексная программа реструктуризации автотранспортных организаций АПК предполагает создание многопрофильных центров АТУ и технического сервиса, позволяющих интенсифицировать производство за счет обновления грузового автопарка и оказания специализированных услуг. Отлаженная система автотранспортного обслуживания является необходимым условием устойчивого и стабильного функционирования АПК Белоруссии. Ил. 1. Библ. 3. (Боева Т.В.).

965. Эффективность использования материально-технических ресурсов в сельскохозяйственных организациях [На основе данных по Пензенской обл.]: научное издание. Бондина Н.Н., Бондин И.А., Початкова О.В..-Пенза: Пензенская ГСХА, 2009.-166 с.: ил., табл.-Библиогр.: с. 127-141 (205 назв.).- ISBN 978-5-94338-396-0. Шифр 10-4428 
С-Х ПРЕДПРИЯТИЯ; МТБ; С-Х ТЕХНИКА; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ТРАКТОРЫ; ИНВЕСТИЦИИ; ЛИЗИНГ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ; ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ; ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ; ОЦЕНКА; ЗОНЫ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ВООРУЖЕННОСТЬ; ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ 
Анализируются современные тенденции в обеспеченности сельского хозяйства РФ материально-техническими ресурсами (МТР) и приводится методика оценки эффективности (ЭФ) их использования. Устойчивый рост цен на МТР, опережающий повышение цен на с.-х. продукцию, а также поставки с.-х. производителям морально и физически устаревшей техники привели к деградации производственно-технического потенциала сельского хозяйства РФ. В 2006 г. износ основных производственных фондов составил 51,5%. В 2007 г. обеспеченность тракторами в расчете на 1000 га пашни снизилась до 4,6 ед., в то время как в 1990 г. она составляла 10,6 ед., а в 2004 г. - 6,1 ед. В этих условиях необходимо повышать ЭФ использования имеющихся МТР и наращивать инвестиции в их обновление. В этой связи разработана система показателей ЭФ использования МТР, основными из которых являются: коэффициент оборачиваемости, равный отношению выручки к среднегодовой стоимости МТР, коэффициент закрепления, являющийся обратной величиной по отношению к коэффициенту оборачиваемости, длительность оборота, материалоотдача, т.е. отношение выручки к материальным затратам, материалоемкость (обратная величина по отношению к материалоотдаче) и рентабельность, или отношение прибыли к среднегодовой стоимости МТР. На основе метода группировки выявлена положительная связь между ЭФ с.-х. производства и его обеспеченностью МТР в Пензенской обл. Определена рациональная структура МТР этой области с оптимальным соотношением основных и оборотных средств 1:1,232. Разработана система оценки кредитоспособности с.-х. предприятия, пользующегося кредитами банков для обновления своего МТП. Ил. 16. Табл. 39. Библ. 205. (Шарипов И.Н.).


Содержание номера

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий