Содержание номера


УДК 631.37+620.9+621

694. Биотопливо из рыжика [Исследование работы дизельного двигателя на минерально-растительном топливе (дизельное топливо + рыжиковое масло) в различных пропорциях]. Уханов А.П., Уханов Д.А., Рачкин В.А., Чугунов В.А., Демидов Е.В., Шеменев Д.С. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 2.-С. 8-10. Шифр П2261а. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; РЫЖИК; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ХРОМАТОГРАФИЯ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ТОКСИЧНОСТЬ; РАСХОД ТОПЛИВА; ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ 
Для оценки целесообразности использования рыжикового масла (РМ) в качестве биотоплива для автотракторной дизельной техники исследованы жирнокислотный состав и физические свойства масла из рыжика сорта Пензяк и производных на его основе в виде дизельных смесевых топлив (СТ). Озвучивание РМ и его производных осуществляли на ультразвуковом диспергаторе УЗДН-2Т с частотой 44 кГц, а хроматографический анализ производили на хроматографе "Кристалл-5000 М". Хроматографический анализ РМ при смешивании с минеральным дизельным топливом (ДТ) показал, что в зависимости от процентного содержания РМ в СТ происходит незначительное изменение процентного состава некоторых жирных кислот (ЖК) по отношению друг к другу. Для оценки мощностных, топливно-экономических и экологических показателей тракторного дизеля при работе на растительно-минеральных смесях проведены исследования дизеля на 3 нагрузочных режимах и холостом ходу при работе на товарном минеральном ДТ Л-0,2-62 (100%-ное ДТ), СТ 25% РМ+75% ДТ, 50% РМ+50% ДТ, 75% РМ+25% ДТ, 90% РМ+10% ДТ, и СТ 90% РМ+10% ДТ, обработанном ультразвуком (УЗ) с частотой излучения 44 кГц, до окончания образования кавитационных пузырьков. Результаты исследований показали, что на номинальном режиме эффективная мощность дизеля при работе на неозвученных СТ по сравнению с работой на минеральном ДТ снижается на 5% (с 56,1 до 53,5 кВт), часовой и удельный эффективный расходы топлива (РТ) увеличиваются соответственно на 15% (с 15 до 17,3 кг/ч) и 21% (с 267,4 до 323,8 г/кВт·ч). При работе дизеля на СТ 90% РМ+10% ДТ, обработанном УЗ, эффективная мощность снижается всего на 2% (с 56,1 до 55 кВт), удельный эффективный РТ увеличивается на 6% (с 267,4 до 283,4 г/кВт·ч) при практически неизменном часовом РТ. Т.о., показатели дизеля при работе на озвученном СТ 90% РМ+10% ДТ приближаются к показателям на неозвученном СТ 25% РМ+75% ДТ. Экологические показатели также улучшились. При работе дизеля на СТ состава 90% РМ+10% ДТ, обработанном УЗ, на номинальном режиме снижение дымности отработавших газов составило 12,5% (с 32 до 28%), углеводородов - на 50% (с 0,002 до 0,001%). Ил. 1. Табл. 3. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

695. [Влияние качественных характеристик масла канолы (в зависимости от способа экстракции и очистки) на эффективность конверсии и свойства биодизельного топлива. (США)]. Dunford N.T., Su A. Effect of canola oil quality on biodiesel conversion efficiency and properties // Transactions of the ASABE / Amer. soc. of agriculture and biol. engineering.-St. Joseph (Mich.), 2010.-Vol.53,N 3.-P. 993-997.-Англ. Шифр 146941/Б. 
РАПСОВОЕ МАСЛО; РАПС; ДВУХНУЛЕВЫЕ СОРТА; ЭКСТРАКЦИЯ; ОЧИСТКА; СПОСОБЫ; КАЧЕСТВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; США

696. [Влияние твердости эндосперма зерна кукурузы на процесс производства топливного этанола путем ферментативного гидролиза гранулированного крахмала. (США)]. Wang P., Liu W., Johnston D.B., Rausch K.D., Schmidt S.J., Tumbleson M.E., Singh V. Effect of endosperm hardness on an ethanol process using a granular starch hydrolyzing enzyme // Transactions of the ASABE / Amer. soc. of agriculture and biol. engineering.-St. Joseph (Mich.), 2010.-Vol.53,N 1.-P. 307-312.-Англ. Шифр 146941/Б. 
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; МОТОРНОЕ ТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; КУКУРУЗА; ЭНДОСПЕРМ; ТВЕРДОСТЬ; ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ ГИДРОЛИЗ; КРАХМАЛ; США 
Исследовано влияние твердости эндосперма кукурузных зерен, протеазы, мочевины и концентрации гидролазы гранулированного крахмала на процесс сухого помола (СП) кукурузной муки с твердым (ТЭ) и мягким (МЭ) эндоспермом. Кукурузная мука с ТЭ и МЭ обрабатывалась при 2 концентрациях гидролазы (0,1 и 0,4 мл на 100 г муки) и при 4 вариантах добавок протеазы и мочевины. Образцы ТЭ и МЭ получены в процессе помола и просеивания хлопьев кукурузной крупы на экспериментальной установке для СП. Качество образцов проверено с применением сканирующего электронного микроскопа. В течение 72 ч одновременного гидролиза и ферментации гранулированного крахмала определялась динамика концентраций этанола и глюкозы. В экспериментах с МЭ концентрации этанола выше, чем в вариантах с кукурузной крупой или с ТЭ. Добавление мочевины повышает итоговые концентрации этанола при использовании как ТЭ, так и МЭ. Добавление протеазы увеличивает концентрации этанола и скорость ферментации во всех вариантах образцов. Влияние добавок протеазы на концентрации этанола и скорость ферментации наиболее выражено в вариантах с МЭ. Оно менее выражено для ТЭ и менее всего - для кукурузной крупы. Для всех образцов добавление протеазы позволяет получить более высокие концентрации этанола по сравнению с добавлением мочевины (от 1,0 до 10,5% по объему). В целом при использовании в процессе СП протеазы добавление мочевины либо совсем не требуется, либо необходимо в малых количествах. Поскольку в кукурузе присутствуют питательные в-ва (липиды, минералы, растворимые протеины), которые способствуют развитию дрожжей, в начале процесса кукурузная крупа ферментируется быстрее по сравнению с ТЭ и МЭ. (Константинов В.Н.).

697. Возможные направления повышения технико-экономических показателей тракторных дизелей. Габдрафиков Ф.З., Шамукаев С.Б., Абраров М.А., Мехоношин Е.П. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 2.-С. 23-27.-Библиогр.: с.27. Шифр П2261а. 
ТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; СИСТЕМА ПИТАНИЯ; РАВНОМЕРНОСТЬ; ТОПЛИВО; ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; НАСТРОЙКА ТЕХНИКИ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; БАШКОРТОСТАН

698. Выбор кинематической схемы тракторной КП с преселекторным переключением передач под нагрузкой [Коробки передач преселекторного типа (с предварительным выбором включаемой передачи)]. Лысов А.М. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 2.-С. 27-32.-Библиогр.: с.32. Шифр П2261а. 
ТРАКТОРЫ; КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ; УПРАВЛЕНИЕ; КИНЕМАТИКА; СХЕМА; РФ

699. Выбор подвески гусеничного с.-х. трактора треугольной компоновочной схемы тягового класса 5-6. Лысов А.М. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 3.-С. 26-29. Шифр П2261а. 
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ; ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; КОНСТРУКЦИИ; ПОДВЕСКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ; КИНЕМАТИКА; РФ 
Предложены 2 варианта кинематических схем подвески (ПВ) гусеничного с.-х. трактора кл. 5-6 треугольной компоновочной схемы - упруго-балансирной (УБП) и комбинированной (независимой торсионной в сочетании с упруго-балансирной). УБП обеспечивает гораздо большую плавность хода, однако ее открыто расположенные узлы и детали (балансиры, упругие элементы и др.), не способные к самоочищению (из-за тесного взаимного расположения и ограниченной подвижности), часто забиваются растительными остатками и грязью. Кроме того, при вспашке поперек борозд трактор с такой ПВ склонен к "галлопированию" (значительным угловым колебаниям в продольной плоскости), существенно ухудшающему условия труда тракториста. Вместе с тем, при такой ПВ обеспечивается достаточно легкий доступ снизу для обслуживания узлов двигателя и трансмиссии, упрощен ремонт и самой ходовой системы. К ее недостаткам относят большое число шарниров, подверженных значительному изнашиванию и требующих повышенного внимания и ухода в процессе эксплуатации (чистки и периодической смазки). Независимая торсионная ПВ (НТП) обладает отличной самоочищаемостью вследствие малого числа деталей. Однако большое число торсионов с защитными устройствами, расположенных под рамой, существенно повышают общую массу трактора. Представлена схема ходовой системы НАТИ-04 треугольной компоновки с независимой ПВ всех опорных катков. На тракторах кл. 5-6 возможно применение ПВ комбинированного типа - УБП и НТП. При этом не только снижается общая масса трактора (по сравнению с полностью НТП), но и достигается более удобный доступ к основным агрегатам трактора снизу. Один из вариантов такой ПВ применяется на мод. Т-181 (ХТЗ), на которых по каждому борту установлено по 5 опорных катков: по две 2-катковые тележки с УБП и 1 (средний) каток с НТП. Представлена схема ПВ комбинированного типа: с НТП (передний каток и заднее направляюще колесо) и УБП (две 2-катковые тележки на борт), уменьшающая эксплуатационную массу трактора и облегчающая доступ к основным агрегатам снизу, а также обеспечивающая достаточно высокую плавность хода. Для уменьшения забиваемости ПВ грязью над балансирными тележками можно попытаться установить защитные щитки. Ил. 3. (Андреева Е.В.).

700. [Использование семенной кожуры в качестве теплового возобновляемого сырья в технологии производства биодизеля из масла ятрофы. (ФРГ)]. Kratzeisen M., Muller J. Energie aus Samenschalen von Jatropha curcas // Landtechnik.-2009.-Vol.64,N 6.-P. 391-393.-Нем.-Рез. англ.-Bibliogr.: p.393. Шифр П30205. 
ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ; EUPHORBIACEAE; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; СЕМЕННАЯ КОЖУРА; ФРГ

701. [Исследование зависимости кинематической вязкости различных типов (синтетических и полусинтетических) машинных масел от температуры (в диапазоне от -5 до +115° C). Чехия]. Severa L., Havlicek M., Kumbar V. Temperature dependent kinematic viscosity of different types of engine oils // Acta Univ. Agr. Silvicult. Mendelianae Brunensis.-2009.-Vol.57,N 4.-P. 95-102.-Англ.-Рез. чеш.-Bibliogr.: p.101-102. Шифр П25096. 
С-Х ТЕХНИКА; ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСЛА; ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ; ВЯЗКОСТЬ; МОДЕЛИРОВАНИЕ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ЧЕХИЯ

702. [Исследования появления обратного крутящего момента на руле трактора при его вождении. (Канада)]. Karimi D., Mann D. Torque feedback on the steering wheel of agricultural vehicles // Computers & Electronics in Agriculture.-2009.-Vol.65,N 1.-P. 77-84.-Англ. Шифр *EBSCO. 
ТРАКТОРЫ; ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; ДИНАМИКА; ПРИВОДЫ; ТРАКТОРИСТЫ; РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ЭЛЕКТРОНИКА; КАНАДА

703. Метод парциальных ускорений при исследовании динамики мобильных машин [Экспериментальная оценка тяговых и энергетических свойств тракторов]. Артёмов Н.П., Лебедев А.Т., Алексеев А.П., Волков В.П., Подригало М.А., Полянский А.С. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 1.-С. 16-18.-Библиогр.: с.18. Шифр П2261а. 
ТРАКТОРЫ; МОБИЛЬНЫЕ МАШИНЫ; ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; ДИНАМИКА; ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; РФ

704. Обеспечение работоспособности системы питания дизельных тракторов в условиях отрицательных температур. Сырбаков А.П., Корчуганова М.А. // Вестник ИрГСХА / Иркут. гос. с.-х. акад.. Иркутск.-2011.-Вып. 42; Техника и технологии инженерного обеспечения АПК.-С. 117-123.-Рез. англ.-Библиогр.: с.122-123. Шифр 02-9136. 
ТРАКТОРЫ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; СИСТЕМА ПИТАНИЯ; МОДЕРНИЗАЦИЯ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЕХАНИЗМА; НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА; ЗИМНИЙ ПЕРИОД; КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛ 
Цель работы - обеспечение работоспособности системы питания (СП) дизельных двигателей тракторов в условиях отрицательных температур. Рассмотрены существующие способы повышения жидкотекучести топлива и улучшения его прокачиваемости через элементы СП: подогрев топлива с использованием электроподогревателей, запитанных от бортовой системы трактора, применение топлив с улучшенными эксплуатационными свойствами и конструктивное исполнение топливоподающей системы. Предложено для повышения эффективности прокачивания топлива через линию низкого давления СП, обеспечить его разогрев путем рационального использования теплоты излишков топлива от форсунок, топливного насоса высокого давления и фильтра тонкой очистки. Излишки подогретого топлива из линии низкого давления по топливопроводу (ТП) направляются на вход питающего ТП (к топливозаборнику) и, смешиваясь с основным топливом, поступающим из топливного бака, обеспечивают частичный разогрев. Такое конструктивное исполнение позволит также увеличить скорость потока топлива по питающему ТП и тем самым снизить негативное воздействие окружающей среды на эффективность прокачиваемости топлива. Сделаны выводы: эффективность разогрева дизельного топлива в питающем ТП за счет использования теплоты перепускаемых излишков топлива из линии низкого и высокого давления подтверждено экспериментальными исследованиями. Ил. 4. Библ. 3. (Андреева Е.В.).

705. Ограничение коэффициента буксования ведущих колес универсально-пропашного трактора. Лопарёв А.А., Фасхутдинов М.Х., Венглинский А.М., Шмаков В.А. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 1.-С. 18-19. Шифр П2261а. 
УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНЫЕ ТРАКТОРЫ; ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА; БУКСОВАНИЕ; ДИНАМИКА; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; КИРОВСКАЯ ОБЛ

706. Оперативный контроль качества топливно-смазочных материалов [Средства экспресс-контроля топливно-смазочных материалов]. Апаликов А.И. // Сел. механизатор.-2010.-N 8.-С. 30-31.-Библиогр.: с.31. Шифр П1847. 
ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; КАЧЕСТВО; ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ; ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ; АНАЛИЗАТОРЫ; ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ; САМАРСКАЯ ОБЛ

707. Оптимизация параметров топливоподачи тракторного дизеля для работы на рапсовом масле. Карташевич А.Н., Товстыка В.С., Плотников С.А. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 3.-С. 13-16.-Библиогр.: с.16. Шифр П2261а. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; БИОТОПЛИВО; РАПСОВОЕ МАСЛО; ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; СИСТЕМА ПИТАНИЯ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; БЕЛОРУССИЯ 
Проведены испытания системы питания дизеля 4Ч11,0/12,5 (Д-243) при работе на смесях рапсового масла (РМ) холодного отжима с дизельным топливом (ДТ) марки Л. При визуальной оценке качества смеси по стандартным методикам зафиксирована высокая стабильность полученных смесевых топлив (СТ). Для оценки влияния свойств смеси ДТ и РМ на изменение показателей топливоподачи и определения оптимальных регулировок топливной аппаратуры (ТА) дизеля проведены сравнительные испытания. На стенде КИ-15711-01 были сняты скоростные характеристики топливного насоса 4УТНМ со штатными форсунками ФД-22. В качестве топлив использовалось летнее ДТ, чистое РМ и его смеси с концентрацией 5, 10, 15, 20, 40, 60 и 80% в ДТ. Цикловая подача (ЦП) СТ, содержащего 5, 10,15 и 20% РМ, увеличивается на всех скоростных режимах по сравнению с работой на чистом ДТ. При концентрации РМ 40% на номинальной частоте она ниже, чем при использовании топлива с концентрацией РМ 20%. Однако при снижении частоты ЦП смеси 40% РМ+60% ДТ начинает расти и уже при 1050 мин-1 выравнивается, а в дальнейшем превышает ЦП топлива 20%-ной концентрации. Рост же концентрации РМ до 60 и 80% вызывает дальнейшее снижение ЦП СТ на всех скоростных режимах насоса. Влияние состава СТ (по количеству введенного РМ) на оптимальный установочный угол опережения впрыскивания топлива (УУОВТ) оценивали при анализе регулировочных характеристик. Работа дизеля на смесях РМ и ДТ сопровождается существенным снижением эмиссии всех токсичных компонентов по сравнению с работой на чистом ДТ. Сделаны выводы: 1) применение смесей ДТ и РМ на вызывает нагревов, задиров, повышенных износов и др. отказов ТА дизеля; 2) некоторое увеличение (на 1,3-3,4%) ЦП и изменение расчетной теплоты сгорания СТ может быть скомпенсировано активным ходом плунжера при регулировке ТА; 3) содержание РМ в СТ следует ограничить на уровне 40% из условия сохранения долговечности ТА и самого дизеля; 4) оптимальный УУОВТ для ДТ и СТ с содержанием РМ до 40% составляет 20°; 5) для нормальной работы дизеля на смесях ДТ и РМ при условии сохранения его мощностных и экономических показателей на уровне серийного для всех нагрузочных и скоростных режимов необходима модернизация системы регулирования топливоподачи. Ил. 4. (Андреева Е.В.).

708. Оценка вибраций корпусов турбокомпрессоров с различными конструкциями подшипниковых узлов [Система наддува автотракторного двигателя]. Иванов Д.Ю., Фишер А.С., Важенин К.В., Плеханов Д.А. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 4.-С. 39-41.-Библиогр.: с.41. Шифр П2261а. 
ДВС; ТУРБОНАДДУВ; КОМПРЕССОРЫ; ПОДШИПНИКИ; КОНСТРУКЦИИ; ВИБРАЦИЯ; ЮЖНЫЙ УРАЛ 
Исследовался турбокомпрессор ТКР-8,5С, который планируется использовать в качестве агрегата наддува для двигателя ЧН 13/15. Рассмотрены 3 варианта конструкции радиальных подшипников (ПШ) ротора предложенные для снижения вибрации. Представлена схема новой конструкции ПШ ротора с 2 плавающими вращающимися втулками (ПВВ). Ее отличительные особенности: увеличенная длина бобышки турбинного колеса и соответственно уменьшенный пролет участка ротора между бобышкой и торцом ПВВ. Торцевая поверхность бобышки играет роль маслоотражателя, что способствует уменьшению протечек смазки через уплотнительные кольца в сторону турбинного колеса. В конструкции изменена схема подачи смазки: сегментная канавка в корпусе турбокомпрессора с угловой протяженностью 75°, из которой снабжается маслом наружный смазочный слой (СС), и 6 радиальных отверстий во втулке, через которые смазка непрерывно поступает во внутренний СС. Еще одна особенность конструкции заключается в ограничении осевых перемещений ПВВ дистанционной втулкой. Конструкция ПШ с плавающей не вращающейся моновтулкой (ПНМ) получила широкое распространение в машиностроении. Разработанная конструкция такой втулки имеет ряд принципиальных отличий. Ее средняя часть выполнена так, что позволяет турбинному и компрессорному ПШ моновтулки отслеживать гибкие деформации ротора и нивелировать погрешности изготовления. Осевые перемещения ПНМ ограничиваются штифтом, который препятствует ее вращению, позволяя при этом ей свободно перемещаться в пределах имеющихся зазоров. Осевые перемещения ротора ограничены упорным ПШ уплотнительного узла со стороны компрессора. Изменена схема подачи смазки в СС ПШ. Конструкция ПШ с ПНМ содержит 2 СС. Конструкция ПШ с пакетом плавающих втулок содержит дополнительный, 3-й СС, благодаря чему обладает повышенными демпфирующими способностями. У 3-слойного ПШ 1-й СС ограничен цапфой ротора (шипом) и внутренней поверхностью ПВВ (ПШ); 2-й СС - наружной поверхностью ПВВ (шипом) и внутренней поверхностью ПНМ (ПШ); 3-й слой - наружной поверхностью ПНМ (шипом) и поверхностью корпуса турбокомпрессора (ПШ). Проведены экспериментальные исследования виброактивности втулок на комбинированном безмоторном стенде. Результаты испытаний показали, что наилучшие результаты по вибрации корпуса показал ПШ с пакетом плавающих втулок. Ил. 6. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

709. Оценка эксплуатационных показателей трактора класса 14 кН при работе на растительно-минеральном топливе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве> : специальность 05. 20. 01 <Технологии и средства механизации сельского хозяйства>. Иванов В.А..-Пенза, 2010.-20 с.: ил.-Библиогр.: с. 20-22 (22 назв.). Шифр *Росинформагротех 
ТРАКТОРЫ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; МОТОРНОЕ ТОПЛИВО; ДИССЕРТАЦИИ; ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ 
Путем хроматографического анализа определен жирнокислотный состав рапсового масла и смесевых растительно-минеральных топлив (РМТ) в пропорции 25%РМ+75%ДТ, 50%РМ+50%ДТ, 75%РМ+25%ДТ, 90%РМ+10%ДТ и обработанной ультразвуком смеси 90%РМ+10%ДТ с частотами излучения 22 и 44 кГц. Рассчитан элементарный состав и низшая теплота сгорания смесевых топлив (СТ). Выполненные расчеты по программе, разработанной в среде программирования Delphi, показывают, что показатели рабочего процесса дизеля Д-243 на смесевых РМТ близки к показателям при работе двигателя на минеральном топливе (МТ) (расхождение не превышает 5-14%). Экспериментальные исследования дизеля Д-243 показывают, что на всех исследуемых нагрузочно-скоростных режимах при работе на РМТ происходит незначительное снижение на 1,9-5,9% эффективной мощности и повышение удельного эффективного расхода топлива на 10,8-18,2%. При этом эффективный КПД находится в пределах 0,3-0,318, при работе дизеля на МТ он составляет 0,303-0,32. Показатели "жесткости" работы дизеля (средняя и максимальная скорости нарастания давления газов) на СТ меньше, чем на МТ (соответственно на 15,4-33% и 16,4-24,5%). Работа дизеля на РМТ 25%РМ+75%ДТ, 50%РМ+50%ДТ, 75%РМ+25%ДТ, 90%РМ+10%ДТ обеспечивает снижение выбросов с отработавшими газами по оксиду углерода на 1,7-36% и дымности на 12,2-42% при неизменном содержании углеводородов, однако при работе дизеля на режиме холостого хода на всех видах СТ содержание в отработавших газах оксида углерода увеличивается до 44%. Выявлено, что ультразвуковая обработка топлива приводит к приросту эффективной мощности и снижению удельного эффективного расхода топлива (до 2-3%) по сравнению с работой дизеля на неозвученной смеси такого же состава. Исследования трактора МТЗ-82 в эксплуатационных условиях показывают, что при его работе на всех видах СТ эксплуатационная мощность дизеля снижается на 1,2-6,2%, а погектарный расход топлива повышается на 7,3-26,2% по сравнению с работой трактора на МТ; дымность отработавших газов при работе трактора на СТ 25%РМ+75%ДТ, 50%РМ+50%ДТ, 75%РМ+25%ДТ, 90%РМ+10%ДТ уменьшается на 8,6-31,0%. Годовой экономический эффект от использования смесевого РМТ 25%РМ+75%ДТ составляет 1096 руб. на 1 трактор тягового класса 14 кН. Ил. 9. Библ. 22. (Юданова А.В.).

710. Разработка алтайского трактора с электромеханической трансмиссией [Гусеничные тракторы серии Т]. Кулаков А.Т., Макушин А.А. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 2.-С. 3-5.-Библиогр.: с.5. Шифр П2261а. 
ТРАКТОРЫ Т; ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ; ТРАНСМИССИИ; КОНСТРУКЦИИ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

711. Разработка технических средств обеспечения энергоавтономности сельскохозяйственного предприятия при замещении дизельного топлива рапсовым маслом: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 01 <Технологии и средства механизации сельского хозяйства>. Кочетков М.Н..-Москва, 2010.-20 с.: ил.-Библиогр.: с. 19-20 (10 назв.). Шифр *Росинформагротех 
АПК; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; БИОТОПЛИВО; РАПСОВОЕ МАСЛО; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; ДИССЕРТАЦИИ; РФ 
Обоснованы технологии и технические средства обеспечения энергоавтономности с.-х. предприятия (ЭАСХП) по дизельному топливу (ДТ) при оптимизации ценовых и производственных параметров технологии внутрихозяйственного производства рапсового масла (РМ) и использовании его в качестве топлива. Разработана методика оценки возможного уровня ЭАСХП при использовании РМ в качестве топлива с учетом допустимых режимов работы адаптированных автотракторных дизелей (АТД) на РМ. Дано теоретическое и экспериментальное обоснование необходимых конструкционных изменений топливных систем АТД для обеспечения работы на биодизельном топливе (БДТ) из РМ при сохранении одинакового с ДТ уровня параметров рабочего процесса, энергетических и топливно-экономических показателей; экспериментальное подтверждение обеспечения допустимых показателей по коксованию распылителей форсунок, нагарообразованию на деталях цилиндропоршневой группы при работе адаптированных АТД на РМ. Выведены зависимости себестоимости и коммерческой эффективности внутрихозяйственного производства РМ и метилэфира рапсового масла от цены маслосемян. Разработаны рекомендации по выбору технологий и технических средств производства РМ для использования его в качестве моторного топлива; конструкторская документация на комплекты оборудования для адаптации АТД к работе на РМ и смесевом топливе на РМ. Оптимизированы конструкционные параметры топливной аппаратуры и режимы работы АТД при работе на РМ. Ил. 8. Табл. 3. Библ. 10. (Нино Т.П.).

712. Растительное масло - сырье для моторного топлива. Богданович В.П., Громаков А.В., Бырько С.И. // Сел. механизатор.-2010.-N 11.-С. 30.-Библиогр.: с.30. Шифр П1847. 
МОТОРНОЕ ТОПЛИВО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; РОСТОВСКАЯ ОБЛ 
Альтернативой дизельному топливу (ДТ) служит биотопливо (БТ), получаемое из возобновляемых источников растительного сырья, например, семян масличных культур - рапса, подсолнечника и сои. В РФ и за рубежом исследуют возможность использования в дизельных двигателях (ДД) БТ следующих видов: натуральное рапсовое масло (РМ); БТ из смеси 25-75% РМ и ДТ; БТ из смеси ДТ и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ) - биодизельное топливо (БДТ), которое обладает наибольшей эффективностью. БДТ - это сложный МЭРМ с качественными показателями ДТ. Для его получения используют установку, в которой растительное масло смешивают с р-ром едкого натрия или калия в метиловом спирте. Продуктами химической реакции являются МЭРМ и глицерин, выпадающий в осадок и затем удаляемый. БДТ имеет ряд преимуществ перед ДТ: не содержит бензола; биологически безвреден, т. к. подвергается практически полному биологическому распаду - при попадании в почву микроорганизмы за месяц перерабатывают 99% БДТ; относительная чистота и минимизация выбросов углекислого газа, окиси углерода; малое содержание серы (0,001% против 0,2% у ДТ); хорошие смазочные свойства, что обусловливается его химическим составом и высоким содержанием кислорода; увеличение срока службы ДД и топливного насоса за счет смазки их подвижных частей; относительная безопасность, высокая температура воспламенения (>100°С), что важно при перевозке и хранении. Недостаток БДТ - малый срок хранения (не более полугода). Представлены эксплуатационные показатели БДТ. Уменьшение теплоты сгорания, вызванное наличием кислорода в МЭРМ, способствует росту удельного расхода топлива с увеличением содержания МЭРМ в БДТ. Наибольший экономический эффект использования БДТ обеспечивается при его внутрихозяйственном производстве. Установлено, что себестоимость производства РМ в фермерском хозяйстве (пахотная площадь - 250 га, под рапсом занято 50 га) почти в 2 раза ниже цены ДТ. При использовании БДТ не требуется модернизации топливной системы ДД. Табл. 2. Библ. 1. (Нино Т.П.).

713. Резервы ресурсосбережения при эксплуатации ДВС [Дизельные двигатели]. Чечет В.А., Алиев А.М. // Сел. механизатор.-2010.-N 10.-С. 29.-Библиогр.: с.29. Шифр П1847. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ОТКАЗЫ ТЕХНИКИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; РФ 
Для дизеля основными прогрессирующими издержками являются затраты на топливо-смазочные материалы (ТСМ), которые возрастают вместе с мощностью двигателя. Рассмотрены 2 вида эксплуатации ДВС: нормальная (НЭ) и реальная (РЭ) (ГОСТ 25.866). НЭ основана на соблюдении основных нормативно-технических требований завода-изготовителя и правил технического обслуживания (ТО). РЭ характеризуется фактическими условиями, когда и отдельные агрегаты, и машины в целом эксплуатируются до частичной или полной потери работоспособности без проведения или недостаточного с точки зрения объема и квалификации мероприятий ТО. Поэтому в условиях РЭ по сравнению с НЭ число отказов наименее надежных составных частей дизеля всегда увеличено: форсунки в 8-10 раз; ТНВД в 6-8; цилиндропоршневой группы в 4-5 раз. Дизель будет сжигать на 10-20% больше топлива относительно расхода, отнесенного к его нормальному состоянию. Приведена формула точного расчета величины прогрессирующих потерь топлива. Ожидаемые годовые потери топлива от неисправностей только 1 форсунки достигают у автомобильного дизеля объемом 2-3 л от 70 до 100 кг, а у автотракторного мощностью 100 кВт - от 80 до 100 кг. Для снижения неисправностей и отказов машин и соответствующего уменьшения прогрессирующих издержек необходимо: внедрение планово-предупредительной стратегии ТО по состоянию, т.е. по результатам диагностирования, когда любому виду сервисного воздействия (плановому ТО, ремонту, постановке на хранение и т.д.) предшествует диагностика технического состояния, по результатам диагностирования делается заключение о виде обслуживания, перечне и объеме работ по ТО, потребности в запасных частях и материалах, пригодности машин к дальнейшей эксплуатации с установлением остаточного ресурса основных составных частей, ремонта или списания; - использование современных нанотриботехнологий, обеспечивающих изменение свойств поверхностей пар трения и увеличивающих ресурс ДВС. Применение в полном объеме указанной стратегии позволяет реально снизить прогрессирующие издержки (в первую очередь ТСМ) на 30-40%. Библ. 2. (Нино Т.П.).

714. Результаты моторных исследований горчичного биотоплива. Уханов А.П., Уханов Д.А., Голубев В.А., Сафаров Р.К., Шеменев Д.С. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 5.-С. 7-10.-Библиогр.: с.10. Шифр П2261а. 
БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; ГОРЧИЧНОЕ МАСЛО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; УЛЬТРАЗВУК; ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ; РФ 
Исследовали использование горчичного масла (ГМ) и растительно-минеральных топливных смесей (биодитов (БИД)), состоящих из ГМ и минерального дизельного топлива (ДТ) как в натуральном виде, так и озвученные на ультразвуковом диспергаторе УЗДН-2Т в качестве топлива для ДВС. Для оценки влияния БИД на мощностные, топливно-экономические и экологические показатели тракторного дизеля скомплектована моторная установка, включающая дизель Д-243 (4Ч11/12,5), динамометрическую машину KS-56/4, объемный расходомер топлива, прибор ИМД-ЦМ с датчиком частоты вращения коленчатого вала, мультиметр DT-838 Digital с хромель-копелевым термодатчиком, дымомер КИД-2 и газоанализатор Автотест CO-CH-Д. Дизель исследовали на различных нагрузочно-скоростных режимах при работе на товарном минеральном ДТ Л-0,2-62 (100%-ное ДТ), БИД 25% ГМ+75% ДТ, 50% ГМ+50% ДТ, 75% ГМ+25% ДТ, 90% ГМ+10%ДТ и БИД 90% ГМ+10% ДТ, обработанном ультразвуком с частотой излучения 44 кГц в течение 10 мин до окончания образования кавитационных пузырьков. Результаты исследований показали, что на всех частотах вращения при полной подаче топлива эффективная мощность дизеля при работе на БИД снижается по сравнению с работой на минеральном ДТ. На номинальном режиме максимальное снижение мощности и увеличение удельного эффективного расхода топлива (УЭРТ) отмечалось при работе на БИД 90% ГМ+10% ДТ. При этом мощность дизеля упала на 5,9%, а УЭРТ возрос на 16% по сравнению с работой на минеральном ДТ. При работе дизеля на обработанном ультразвуком БИД мощность дизеля упала всего на 2,1%, а УЭРТ возрос на 2,5%. С точки зрения экологических показателей наименьшая концентрация вредных в-в в отработавших газах (ОГ) на номинальном режиме отмечалась также при работе дизеля на обработанном ультразвуком БИД. По сравнению с работой на минеральном ДТ концентрация в ОГ оксида углерода снижается на 28%, а дымность - на 28,1%. Улучшение мощностных, топливно-экономических и экологических показателей дизеля при работе на обработанном ультразвуком БИД объясняется тем, что при ультразвуковом излучении происходит размельчение и интенсивное перемешивание компонентов БИД, в результате чего получается стойкая, высокодисперсная и практически однородная эмульсия, интенсифицирующая последующий процесс горения. Ил. 2. Табл. 2. Библ. 5. (Андреева Е.В.).

715. Стабилизация режимов работы МТА с тракторами класса 5 путем использования рессорного упругого элемента в сцепке: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 01 <Технологии и средства механизации сельского хозяйства>. Шишкин А.В..-Волгоград, 2010.-19 с.: ил.-Библиогр.: с. 17-18 (5 назв.). Шифр *Росинформагротех 
МТА; ТРАКТОРЫ; СЦЕПКИ; РЕССОРЫ; СТАБИЛИЗАЦИЯ; РЕЖИМ РАБОТЫ; ДИССЕРТАЦИИ; ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ 
Создана методика расчета изменения показателей работы тракторов в составе МТА при увеличении интенсивности колебаний нагрузки на крюке. Расчетные данные свидетельствуют о значительном снижении тяговых показателей МТА при увеличении колебания крюковой нагрузки с ростом рабочих скоростей МТА. Установлены пути возможной стабилизации режимов работы МТА с целью повышения их эксплуатационных показателей. Выявлено, что если трактор и с.-х. орудие соединены упругой связью, то динамическая система должна быть как минимум 2-массовой. Разработана математическая модель определения жесткости упругого элемента (УЭ), снижающего динамическую составляющую крюкового усилия от соударения с препятствием, проведена её корректировка, которая позволяет констатировать: частота собственных колебаний при оптимизации УЭ МТА по 2-массовой модели оказываются выше расчетной частоты собственных колебаний УЭ, выбираемых по 1-массовой подрессоренной УЭ на объекте бесконечно большой массы; оптимальная жесткость УЭ сочленения трактора и с.-х. машины по 2-массовой модели тоже оказывается выше расчетной по 1-массовой системе. Анализ различных типов УЭ, устанавливаемых в конструкциях прицепных и навесных устройств МТА показал, что наиболее целесообразно в качестве УЭ в прицепном устройстве тяжелых тракторов использовать листовые рессоры из-за простоты их конструкции, небольшой стоимости, малой трудоемкости обслуживания, компактности. Предложено рессорное стабилизирующее устройство. Разработана компьютерная программа, позволяющая провести автоматический теоретический расчет основных параметров деталей проектируемой рессоры. Созданы объекты исследования на базе колесных тракторов кл. 5 John Deere и Кировец, позволяющие провести тягово-динамические и эксплуатационные исследования с культиватором Bourgault 8810 и КПС-4 со сцепкой СП-11 на различных почвенных фонах. Определены основные размеры УЭ, а также его рабочая длина в зависимости от нагрузочного режима МТА. Она оказалась при полной нагрузке 1550 кН/м, при использовании тракторов на культивационном агрегате - 1240 кН/м. Применение прицепного устройства с УЭ оптимальной жесткости способствует: 1) снижению динамичности нагружения трактора в составе МТА на 20-25%; 2) снижение показателей динамичности процесса нагружения способствовало уменьшению кинематических (коэффициента буксования) на 3-5% (в абсолютных единицах); 3) снижению крюковой нагрузки для исследованных МТА на 10-12%; 4) повышению производительности до 12-15% при полной загруженности трактора, за счет работы на более высоких скоростях; 5) снижению часового и погектарного расхода топлива на 16%. Ил. 6. Библ. 5. (Юданова А.В.).

716. Степень износа тракторов. Пожиратели топлива. Веннекамп Х. // Новое сел. хоз-во.-2010.-N 5.-С. 90-91. Шифр П3275. 
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ; ИЗНОС; РАСХОД ТОПЛИВА; БУКСОВАНИЕ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; РФ 
Приведены результаты испытаний для определения зависимости между степенью износа шин тракторов (СИШТ) и буксованием, проведенных фирмой "Грасдорф Веннекамп" (ФРГ) совместно с ун-том в г. Хоэнхайм. Был произведен также расчет зависимости затрат на обработку почвы (ОП) от СИШТ. В ходе тяговых испытаний были использованы 3 комплекта шин с различной степенью износа протектора: 100% (новые), 50 и 25% от номинальной высоты протектора. В каждом комплекте все шины имели одинаковый износ, были изготовлены одним производителем. На полевых испытаниях были получены следующие результаты: при 50% остаточной высоты протектора (ОВП) коэффициент буксования (КБ) по сравнению с новыми шинами возрос на 18%, при 25% ОВП - на 30%. Рост КБ при использовании изношенных шин (ИШ) ведет не только к снижению КПД трактора, но и к повреждению почвенного слоя. Сдвиг почвы вследствие воздействия на нее новых шин незначителен - 12 см. При использовании ИШ в результате повышенного буксования эта величина составляет уже 35 см, что может привести к сильному переуплотнению почвы. Результатом повышения КБ является увеличение финансовых затрат на ОП. При одинаковом расходе топлива у трактора с ИШ суммарная длина обработанных полос меньше, чем у трактора с новыми шинами, а следовательно, меньше и обработанная площадь. Например, если в хозяйстве с общей площадью с.-х. угодий 300 га выполняется 2-кратная за сезон ОП, т.е. суммарно - 600 га, то применение шин с ОВП 50% ведет к дополнительным затратам в размере около 2400 евро в год. При ОВП шин 25% дополнительные затраты могут составить 4500 евро. Чем больше площадь обрабатываемых с.-х. угодий, тем больше дополнительные затраты от использования ИШ. Однако величина этих затрат может зависеть еще и от типоразмера используемых шин, физических свойств почвы в хозяйстве, а также эксплуатационных характеристик применяемого почвообрабатывающего орудия и характера обработки. Ил. 5. (Нино Т.П.).

717. [Структура использования растительного сырья, в частности зерна, для производства биоэтанола в мире и в ФРГ в 2008-2009 гг.]. Wieduwilt R. Rohstoffmix fur Biosprit // Neue Landwirtsch..-2009.-N 9.-P. 88-89.-Нем. Шифр П32198. 
РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ; ЗЕРНО; БИОТОПЛИВО; ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; ФРГ; СТРАНЫ МИРА

718. Технико-эксплуатационные и экологические показатели дизелей при применении биодизельного топлива. Войтов В.А., Сандомирский М.Г., Карнаух Н.В., Даценко Н.С. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 4.-С. 8-11.-Библиогр.: с.11. Шифр П2261а. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; БИОТОПЛИВО; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; РАПСОВОЕ МАСЛО; ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО; СОЕВОЕ МАСЛО; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; БИНАРНОЕ ТОПЛИВО; МОЩНОСТЬ; РАСХОД ТОПЛИВА; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ТОКСИЧНОСТЬ; УКРАИНА 
Проведены стендовые испытания дизеля СМД-14Н при работе на разных видах биотоплива на электротормозном стенде СТЭ-28-ГОСНИТИ. Определяли крутящий момент, эффективную мощность (ЭМ) и удельный расход топлива (УРТ): 100%-ное дизельное топливо (ДТ) - эталонное топливо; 95% ДТ+5% метилового эфира рапсового масла (МЭРМ); 90% ДТ+10% МЭРМ; 80%ДТ+20% МЭРМ; 70% ДТ+30% МЭРМ; 50% ДТ+50% МЭРМ; 30% ДТ+70% МЭРМ; 100%-ный МЭРМ. По результатам испытаний построены регулирующие и регуляторные характеристики дизеля. Исследования показали, что при использовании смесевого топлива (СТ) до 70% ДТ+30% МЭРМ при номинальных регулировочных параметрах дизеля по углу опережения впрыскивания ЭМ и УРТ изменяются незначительно (в пределах 3-5%). В результате стендовых испытаний дизеля СМД-14Н установлено: регулировка угла опережения впрыскивания топлива на метиловом эфире подсолнечного масла (МЭПМ) и метиловом эфире соевого масла (МЭСМ) не требуется; при использовании МЭПМ из высокоолеиновых гибридов подсолнечника ЭМ и УРТ не отличаются от аналогичных параметров при использовании рапсового масла; при испытании дизеля с использованием МЭСМ зарегистрировано снижение мощности не более чем на 5% (в пределах погрешности измерений) и повышение на 15-17% УРТ по сравнению с работой на эталонном ДТ. Исследованы показатели отработавших газов (ОГ) дизеля. При использовании 100%-ного МЭРМ дымность ОГ снижается на 10%, а при применение СТ 70% ДТ+30% МЭРМ - на 10%; 90% ДТ+10% МЭРМ - на 5%; 95% ДТ+5% МЭРМ - на 3%. CO и NOx измеряли в процентах по отношению к их содержанию при работе на эталонном ДТ. Измерения показали, что CO уменьшается значительно (на 30-40%). На указанных СТ CO снижается на 10-20%. Результаты измерений NOx неоднозначны. Зарегистрировано как уменьшение, так и увеличение количества NOx в ОГ в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля и нагрузки. Можно констатировать, что среднее содержание NOx не изменяется по отношению к эталонному ДТ. Сделаны выводы: 100%-ные метиловые эфиры рапсового, подсолнечного или соевого масел снижают содержание загрязняющих в-в в ОГ при одновременном снижении ЭМ и увеличении УРТ; оптимальным видом биодизельного топлива могут служить СТ, не превышающие 70% ДТ+30% МЭРМ. При таком соотношении снижении ЭМ и увеличение УРТ не выйдет за пределы 3-5% при существенном снижении содержимого загрязняющих в-в в ОГ. Ил. 4. Табл. 1. Библ. 13. (Андреева Е.В.).

719. Технология непрерывного получения дизельного смесевого топлива с улучшенными свойствами [Метанолиз реагентов в аппарате с вращающимся электромагнитным полем]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Малахов К.С..-Мичуринск-Наукоград РФ, 2010.-24 с.: ил.-Библиогр.: с. 21-24 (19 назв.). Шифр *Росинформагротех 
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; СМЕСИ; БИОТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ; РАСХОД ТОПЛИВА; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ТОКСИЧНОСТЬ; ДИССЕРТАЦИИ; ТАМБОВСКАЯ ОБЛ 
Разработана технология непрерывного получения дизельного смесевого топлива (ДСТ) с улучшенными свойствами. Получены кинетические зависимости процесса метанолиза при импульсно-кавитационном воздействии ферромагнитных частиц (ФМЧ) на реагенты в аппарате с вращающимся электромагнитным полем. С помощью построенной модели установлено, что реакция протекает сначала в диффузионной, а затем в кинетической области. Основными факторами, влияющими на процесс биоконверсии растительного сырья в биотопливо при наложении вихревого электромагнитного поля в присутствии ФМЧ, является снижение энергии активации реакции и интенсификация перемешивания. Анализ результатов исследований полнометражного дизеля показывает практическую возможность существенного улучшения его экологических показателей при работе на ДСТ: уменьшение эффективной мощности дизеля на номинальном режиме не превышает 1%; возрастание часового и удельного эффективного расходов не превышает соответственно 1,9 и 2,6%, а содержание углеводородов в отработавших газах (ОГ) уменьшается более чем на 8% по отношению к работе на товарном дизельном топливе (ДТ); уменьшение выбросов СО в ОГ превышает 20%; снижение дымности доходит до 40%. Наилучшие эксплуатационные, экологические и экономические результаты получены при использовании ДСТ, состоящего из 25% биодизеля и 75% ДТ. Экономическая эффективность от использования такого ДСТ только на 1 тракторе составляет около 19000 руб. в год. Ил. 5. Табл. 1. Библ. 19. (Нино Т.П.).

720. Улучшение качественных показателей движения транспортно-тяговых средств с прицепными орудиями [Автоматический догружатель ведущих колес]. Юсупов Р.Х., Горшков Ю.Г., Бердов Е.И., Зайнишев А.В. // Вестник КрасГАУ / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск.-2010.-Вып. 4.-С. 216-221.-Рез. англ.-Библиогр.: с.221. Шифр 07-2811Б. 
МТА; КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; ПРИЦЕПНЫЕ МАШИНЫ; ПРОХОДИМОСТЬ; БУКСОВАНИЕ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА; УСТРОЙСТВА; КОНСТРУКЦИИ; КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

721. Улучшение экологических показателей дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха [При работе на дизельном топливе и природном газе]. Лиханов В.А., Лопатин О.П. // Тракторы и сельхозмашины.-2011.-N 2.-С. 6-7. Шифр П2261а. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ТУРБОНАДДУВ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО; ПРИРОДНЫЙ ГАЗ; ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ; ТОКСИЧНОСТЬ; ОКСИДЫ АЗОТА; РАСХОД ТОПЛИВА; КИРОВСКАЯ ОБЛ

722. Универсально-пропашной трактор ДТ-24. Хрулькевич О.А., Шаров В.В. // Сел. механизатор.-2010.-N 9.-С. 18-19.-Библиогр.: с.19. Шифр П1847. 
УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНЫЕ ТРАКТОРЫ; ТРАКТОРЫ ДТ; КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; ИСТОРИЯ; КОНСТРУКЦИИ; РФ

723. [Фракционирование ячменной муки с использованием комбинаций просеивания и воздушной классификации для отделения волокон перед ферментацией (производство топливного этанола). США]. Srinivasan R., Hicks K.B., Challa R.K., Wilson J., Kurantz M., Moreau R.A. Fractionation of barley flour using elusieve processing: a combination of sieving and air classification // Transactions of the ASABE / Amer. soc. of agriculture and biol. engineering.-St. Joseph (Mich.), 2010.-Vol.53,N 2.-P. 503-508.-Англ. Шифр 146941/Б. 
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; БИОТОПЛИВО; МОТОРНОЕ ТОПЛИВО; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; ПРОИЗВОДСТВО; ЯЧМЕННАЯ МУКА; ФРАКЦИОНИРОВАНИЕ; СИТА; АЭРАЦИЯ; КРАХМАЛ; ФЕРМЕНТАЦИЯ; США 
Наличие большого количества озимого ячменя в тех штатах США, где условия недостаточно благоприятны для выращивания кукурузы, делают его одной из альтернатив для производства биоэтанола. Известно, что для сепарации волокна и кукурузной муки перед ферментацией полезен процесс, включающий сочетание просеивания и воздухоочистки (сдувом или отсосом). Оценивали эффективность применения данного процесса при разделении смеси ячменной муки, включающей пленчатые и голозерные сорта ячменя. Для эксперимента ячменные зерна перемалывались на молотковой мельнице и просеивались через 4 сита с разным размером ячеек. Воздушная сепарация 2 самых крупных фракций с дополнительной вакуумной очисткой позволила получить более тяжелые фракции с повышенным содержанием крахмала и b-глюкана, а также с пониженной долей волокон, обладающих свойством нейтрального детергента. Мякинные оболочки содержались преимущественно в легких фракциях, о чем свидетельствует повышенное содержание в них волокон. Показано, что этот процесс более эффективен (обеспечивает более высокий коэффициент сепарации) для пленчатого сорта ячменя по сравнению с голозерным, поскольку присутствие повышенного количества мякины обусловило увеличение его содержания в легких фракциях. Увеличение содержания b-глюкана и крахмала в ячменной муке при использовании сочетания просеивания и воздушной очистки для отделения мякины может способствовать увеличению выхода этанола и производству биотоплива из ячменя в том случае, когда используется технология конвертации крахмала и b-глюканов в топливный этанол. Поскольку исследованный процесс сепарации наиболее эффективен только при наличии мякины, любое предварительное шелушение зерна до помола сделает данный процесс бесполезным. (Константинов В.Н.).

724. Чем заменить минеральные смазки [Замена гидравлических, трансмиссионных масел и пластических смазок растительным маслом]. Зимин А.Г., Тупотилов Н.Н., Остриков В.В. // Сел. механизатор.-2010.-N 6.-С. 36-37. Шифр П1847. 
ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСЛА; ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ЗАМЕНИТЕЛИ; РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА; ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; РФ

725. [Экспериментальные исследования по предварительной обработке многолетних трав в процессе анаэробного влажного хранения разбавленной кислотой и щелочью на эффективность производства топливного этанола. (США)].Digman M.F., Shinners K.J., Muck R.E., Dien B.S. Pilot-scale on-farm pretreatment of perennial grasses with dilute acid and alkali for fuel ethanol production // Transactions of the ASABE / Amer. soc. of agriculture and biol. engineering.-St. Joseph (Mich.), 2010.-Vol.53,N 3.-P. 1007-1014.-Англ. Шифр 146941/Б. 
МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ; ПРОСО; PANICUM VIRGATUM; КАНАРЕЕЧНИК; PHALARIS ARUNDINACEA; АНАЭРОБНЫЙ ПРОЦЕСС; ОБРАБОТКА; СЕРНАЯ КИСЛОТА; ЩЕЛОЧИ; ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ; ПРОИЗВОДСТВО; ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; США

726. Электрогидродинамический двигатель для экологически чистого транспорта. Соковиков В.К., Строков П.И. // Тракторы и сельхозмашины.-2010.-N 10.-С. 5-9.-Библиогр.: с.9. Шифр П2261а. 
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ; КОНСТРУКЦИИ; ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ; НОВЫЕ МАШИНЫ; РФ 
Отличительная особенность рассматриваемого электрогидродинамического двигателя (ЭГДД) состоит в том, что в нем не используется углеводородное топливо. Такой двигатель включает в себя 2 основных элемента - электронный блок управления с выходом в виде электродов и блок цилиндров, выходом которого служит коленчатый вал (КВ). Работа ЭГДД заключается в следующем. Объемы цилиндров двигателя выше верхней мертвой точки (ВМТ) заполняются жидкостью, которая должна обеспечивать хорошие смазывающие свойства и не замерзать при отрицательной температуре. Поршни цилиндров соединены с КВ двигателя и должны создавать высокую герметичность. В этих объемах устанавливаются электроды с определенным зазором между ними, образуя канал разряда. На 1 из электродов подается высокое напряжение от электронного блока управления, в результате чего между этим и заземленным электродом создаются плазменный разряд, испарение жидкости и повышение давления. Парожидкостная смесь перемещает поршень и связанный с ним КВ. При движении поршня давление падает, и при принудительном охлаждении в районе нижней мертвой точки происходит релаксация парожидкостной смеси, создается вакуум и поршень с большой скоростью перемещается к ВМТ. Далее опять подается электрический разряд на электроды, и процесс повторяется. Электронный блок управления объединяет источник электрической энергии и блок формирования высоковольтных импульсов. На основе математических вычислений установлены следующие параметры, характеризующие экономические показатели ЭГДД: гидравлический КПД (ГКПД) - 0,9-0,95; акустический КПД (АКПД) - 0,85. При ГКПД=0,92 и АКПД=0,92 с учетом механического КПД двигателя при движении поршня и КПД вспомогательных устройств общий КПД двигателя может достигать 0,72-0,75. Полученный КПД ЭГДД существенно выше КПД ДВС и может с ним конкурировать на транспортных средствах. Используемый совместно с ДВС (гибридный двигатель) ЭГДД может широко применяться в транспортных средствах как в городских, так и в полевых условиях. Он является экологически чистым, поэтому его эксплуатация предпочтительнее, чем ДВС. Ил. 5. Табл. 1. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

727. Энергетическое использование жидких продуктов быстрого пиролиза древесины. Забелкин С.А., Тунцев Д.В., Грачев А.Н., Банкиров В.Н. // Лесной вестник.-2010.-N 4.-С. 79-84.-Рез. англ.-Библиогр.: с.84. Шифр П3585. 
БИОТОПЛИВО; ДРЕВЕСНЫЕ ОТХОДЫ; БИОМАССА; ПИРОЛИЗ; УСТАНОВКИ; КОНСТРУКЦИИ; ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ; СЖИГАНИЕ; ЗАМЕНИТЕЛИ ТОПЛИВА; МОТОРНОЕ ТОПЛИВО; РФ 
Приведены количественные данные о возможности частичной замены нефти и нефтепродуктов на жидкие составляющие, являющиеся результатом быстрого пиролиза. Рассмотрена технологическая схема установки для быстрого пиролиза биомассы. Приведены описания исследований физико-химических свойств бионефти (БН). Произведена классификация более 300 в-в, составляющих содержание БН. Дана оценка содержанию в биотопливе органических кислот и его вязкости. Проанализирована зависимость давления смеси паров от температуры и результаты исследования по сжиганию БН в горелках испарительного и распылительного типа. Констатировано, что инициирование процесса горения в штатном электрическом розжиге проблематично. Для обеспечения надежного инициирования горения необходимо либо увеличение мощности электрического розжига на традиционном топливе, либо использование др. инициатора горения, например, газовой подсветки. Проанализированы зависимости среднего диаметра капли топлива от перепада давлении при различных значениях температуры для БН и для летнего дизельного топлива. Установлено, что увеличение давления целесообразно проводить лишь до 3 МПа, а увеличение температуры снижает диаметр капли сильнее, чем повышение давления. Сделано заключение о возможности сокращения затрат на обеспечение высокого давления за счет предварительного подогрева капли. По результатам экспериментально-теоретических исследований сделаны выводы: использование горелок испарительного типа при сжигании БН неэффективно; для обеспечения качественного распыливания БН необходимо производить очистку от твердых частиц, например фильтрованием; предварительный подогрев БН позволяет снизить ее вязкость, следовательно, и давление, требуемое для ее распыливания. Ил. 5. Табл. 1. Библ. 4. (Андреева Е.В.).

728. Эффективность использования тракторных транспортных агрегатов с упругодемпфирующим приводом ведущих колес при торможении. Поливаев О.И., Кутьков А.Ю. // Техника в сел. хоз-ве.-2010.-N 5.-С. 30-32.-Рез. англ.-Библиогр.: с.32. Шифр П1511. 
МТА; ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА; ПРИВОДЫ; МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ; КОНСТРУКЦИИ; БЕЗОПАСНОСТЬ; ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ


Содержание номера

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий