Содержание номера


УДК 631.3.004

266. Возможности ГТМ-технологии в восстановлении деталей пар трения топливной аппаратуры дизельных двигателей. Шарифуллин С.Н., Антонов В.Н., Саматов З.А. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 223-226.-Рез. англ.-Библиогр.: с.226. Шифр 738165. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; СИСТЕМА ПИТАНИЯ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; БЕЗРАЗБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАТАРСТАН

267. Восстановление подшипников скольжения [МДО с последующим нанесение медного покрытия фрикционно-механическим способом]. Коломейченко А.В., Титов Н.В. // Сел. механизатор.-2011.-N 6.-С. 32-33.-Библиогр.: с.33. Шифр П1847. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ИЗНОС; МИКРОДУГОВОЕ ОКСИДИРОВАНИЕ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ; МЕДЬ; МЕХАНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; КОНСТРУКЦИИ; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ

268. Восстановление шатунов дизельных двигателей с косым разъемом. Задорожний Р.Н., Денисов В.А., Костюков А.Ю. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 207-213.-Рез. англ.-Библиогр.: с.213. Шифр 738165. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ПОРШНЕВАЯ ГРУППА; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИИ; ЭЛЕКТРОИСКРОВЫЕ УСТАНОВКИ; РФ

269. Восстановление штоков гидроцилиндров комбинированным методом [Электроискровая обработка с последующим нанесением слоя холодным газодинамическим напылением]. Величко С.А., Чумаков П.В. // Сел. механизатор.-2011.-N 7.-С. 36-37.-Библиогр.: с.37. Шифр П1847. 
ГИДРОЦИЛИНДРЫ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; СПОСОБЫ; ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД; КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; МОРДОВИЯ 
Разработан комбинированный метод (КМ) восстановления поверхностей штоков гидроцилиндров (ШГЦ). Поверхность с высокой адгезионной прочностью, сплошностью и необходимой толщиной нанесенного слоя (НС) получают обработкой локальной поверхности ШГЦ предварительно методом электроискровой обработки (ЭИО), а затем нанесением основного слоя методом холодного газодинамического напыления (ХГДН). ЭИО рекомендуется проводить на установке "БИГ-5" электродом из твердого сплава ВК-8 на следующих режимах: частота 250 Гц, 4-й режим наплавки. Его параметры: длительность импульса - 250 мкс, амплитудное значение тока импульса - 200 А, энергия импульса - 0,9 Дж, максимальное число рабочих импульсов в секунду - 400. Приведены основные энергетические характеристики установки "БИГ-5", предназначенной для ЭИО в ручном режиме. При использовании установки ДИМЕТ 403 для ХГДН основной слой - порошок С-01-11 (смесь меди с цинком) - рационально наносить на 3-м режиме при давлении воздуха 0,6 МПа, подаче порошка 0,3 г/с. Для финишной обработки поверхности восстановленного ШГЦ разработано устройство, монтируемое на базе токарно-винторезного станка (ТВС). При помощи ТВС можно задавать различные режимы полировки, влияющие на качество обработки полученной поверхности и толщину снимаемого слоя (подача, частота и направление вращения штока). Предложенный способ восстановления имеет ряд достоинств: экологическая безопасность, локальность, получение НС с заданными характеристиками. Разработанное устройство для полировки дает возможность получать рабочие поверхности в соответствии с техническими условиями на изготовление новых штоков. С 2008 г. отремонтировано более 170 гидроцилиндров с восстановлением ШГЦ КМ. Не зафиксировано ни одного отказа отремонтированных гидроагрегатов. Ил. 1. Табл. 1. Библ. 3. (Нино Т.П.).

270. Диагностика сельских электроприводов [Диагностика изоляции асинхронных электродвигателей]. Пахомов А.И. // Техника и оборуд. для села.-2010.-N 7.-С. 38-39.-Рез. англ.-Библиогр.: с.39. Шифр П3224. 
С-Х ТЕХНИКА; ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ; АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ; ИЗОЛЯЦИЯ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; РФ

271. Информационный мониторинг технического уровня сельскохозяйственной техники. Буклагин Д.С. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 40-46.-Рез. англ.-Библиогр.: с.46. Шифр 738165. 
С-Х ТЕХНИКА; ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; РФ

272. Качественные показатели поверхностного слоя деталей, восстановленных высокоскоростной аргоно-дуговой наплавкой. Игнатьев А.Г., Машрабов Н. // Материалы XLIX международной научно-технической конференции "Достижения науки - агропромышленному производству" / Челяб. гос. агроинженер. акад..-Челябинск, 2010.-Ч. 2.-С. 186-192.-Библиогр.: с.191-192. Шифр 11-3541. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; АРГОН; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЕ; ПРОЧНОСТЬ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ

273. Концепция модернизации инженерно-технической системы сельского хозяйства России на период до 2020 г.: проект. Черноиванов В.И., Лачуга Ю.Ф., Ежевский А.А., Краснощеков Н.В., Горбачев И.В., Измайлов А.Ю., Ерохин М.Н., Федоренко В.Ф., Буклагин Д.С., Попов В.Д., Иванов Н.М., Кряжков В.М., Есаков Д.И., Горячев С.А., Петриков А.В., Нунгезер В.В., Сорокин Н.Т., Севастьянов А.П..-Москва: ФГНУ "Росинформагротех", 2010.-46 с. Шифр *Росинформагротех 
АПК; ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; ТЕХНИЧЕСКАЯ ВООРУЖЕННОСТЬ; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ; ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА; ИНФРАСТРУКТУРА; МОДЕРНИЗАЦИЯ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА; РФ 
Инженерно-техническая система сельского хозяйства включает 2 части: 1) основной внутренний сегмент, представляющий собой службу главного инженера с.-х. предприятия с функцией материально-технического, энергетического обеспечения технологий нового поколения для производства с.-х. продукции и обеспечения работоспособности парка машин; 2) внешний сегмент, состоящий из системы предприятий материально-технических, ремонтно-обслуживающих, производственно-технологических, транспортных и иных видов услуг, обеспечивающих эффективное функционирование с.-х. производства различных форм собственности и построения. Итоговыми показателями эффективности реализации основных положений настоящей Концепции как на федеральном, так и на региональных уровнях будет обеспечение выхода на прогнозируемые к 2020 г. следующие целевые индикаторы: 1) сокращение удельных затрат на ремонт и техобслуживание МТП в себестоимости с.-х. продукции с 10-12% до 5-6%; 2) повышение уровня технической готовности парка машин с 80-82% до 96-98%; 3) повышение годовой наработки на эталонный трактор в основных с.-х. зонах с 400 до 700 эт. га; 4) сокращение объемов списания с.-х. техники в ближайшие 5-7 лет: по тракторам - на 20%, зерноуборочным комбайнам - на 10%; 5) увеличение объемов производства технологических работ, выполняемых в сфере производственных услуг (МТС, обслуживающие кооперативы) с 10 до 120 млн. эт. га; 6) увеличение объемов восстановления изношенных деталей с 2-3 млрд. до 6-7 млрд. руб; 7) увеличение объемов обслуживания и ремонта техники предприятиями в сфере услуг с 4-7% до 20-25%; 8) создание 250 универсальных дилерских центров; 9) создание центров сбора и восстановления изношенных деталей в каждом субъекте РФ; 10) переоснащение 82 высокоресурсных агрегаторемонтных предприятий; 11) модернизация технических баз с.-х. товаропроизводителей: машинных дворов - 25000, площадок регулировки и настройки машин - 25000, создание и модернизация 1250 МТС; 12) увеличение доли трактористов 1-го и 2-го классов в общей численности механизаторов с 55 до 85%; 13) обеспечение на год освоения роста производительности труда в с.-х. производстве к уровню 2008 г. в 2,5-3 раза. Выполнение основных положений Концепции потребует вовлечения в ближайшие 3-4 года инновационных, кредитных, лизинговых ресурсов и др. источников государственной поддержки (на федеральном и региональных уровнях) в объеме 200 млрд. руб. (Юданова А.В.).

274. Материалы, рекомендуемые для электроконтактной приварки. Бурак П.И., Серов А.В. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 176-179.-Рез. англ. Шифр 738165. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ЭЛЕКТРОКОНТАКТНАЯ ПРИВАРКА; МАТЕРИАЛЫ; РФ

275. Мобильная станция по обслуживанию дизельной топливной аппаратуры. Зуб Д.В. // Сел. механизатор.-2010.-N 5.-С. 32.-Библиогр.: с.32. Шифр П1847. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; РЕМОНТ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; МОБИЛЬНЫЕ МАШИНЫ; РЯЗАНСКАЯ ОБЛ

276. Нанесение гальванических покрытий при большой плотности тока [При восстановлении внутренних поверхностей корпусных деталей]. Юдин В.М., Вихарев М.Н. // Техника и оборуд. для села.-2011.-N 5.-С. 22-23.-Рез. англ.-Библиогр.: с.23. Шифр П3224. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ГАЛЬВАНОПОКРЫТИЯ; УСТАНОВКИ; КОНСТРУКЦИИ; РФ 
Наиболее целесообразно применение гальванических покрытий (ГП) при восстановлении посадочных отверстий под подшипники корпусных деталей. Разработана конструкция установки для нанесения ГП на внутренние поверхности (ВП) корпусных и др. деталей. Корпусную деталь (КД) с предварительно обезжиренной венской известью, промытой и протравленной поверхностью, закрепляют в приспособлении с анодом, установленном в ванне, опускают активатор в пространство между анодом и деталью и приводят его во вращение. Включают источник тока и проводят нанесение ГП требуемой толщины. При достижении необходимой толщины ГП выключают ток и вращение активатора, сливают электролит в бак. Деталь снимают, промывают и контролируют. Вместимость ванны, в которой осуществляют ГП ВП КД, составляет 60-80 л, баков - 120-150 л. Установка применяется для восстановления ВП чугунных деталей, нижних головок шатунов и др. деталей скоростным электролитическим железнением (ЭЖ) из концентрированного хлористого электролита с использованием вращающейся перфорированной перегородки, позволяющей в 5-10 раз увеличить скорость нанесения ГП по сравнению с обычным ЭЖ в ванне. Рабочую плотность тока устанавливают в пределах 100-150 А/дм2. Продолжительность ЭЖ зависит от требуемой толщины ГП и выбранных режимов. Скорость нанесения ГП при данных условиях составляет 17-28 мкм/мин. Для снижения концентрации 3-валентного железа систематически приходится восстанавливать его до 2-валентного. Для восстановления ВП корпусных и др. деталей на ремонтных предприятиях перспективным является применение ГП на основе цинка. Установку можно применять и для нанесения цинковых ГП из простого сернокислого электролита, который не агрессивен, не окисляется и прост в эксплуатации. Он значительно превосходит по этим показателям электролиты ЭЖ. Скорость нанесения цинковых ГП составляет 16-25 мкм/мин, что более чем в 50 раз выше, чем при обычном цинковании и соизмеримо со скоростным ЭЖ. Полученные таким образом ГП имеют невысокую микротвердость (менее 600 МПа) и их можно использовать для восстановления неподвижных соединений. Ил. 1. Библ. 3. (Нино Т.П.).

277. Нанесение износостойких покрытий с использованием электроплазменных процессов. Тополянский П.А. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 146-148.-Рез. англ.-Библиогр.: с.148. Шифр 738165. 
УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ЭЛЕКТРООБРАБОТКА; ПЛАЗМЕННЫЕ ПОКРЫТИЯ; ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ; ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ

278. Об эффективности применения наноматериалов при испытании двигателей и агрегатов трактора [Антифрикционные и противоизносные добавки к моторным и трансмиссионным маслам]. Ольховацкий А.К. // Материалы XLIX международной научно-технической конференции "Достижения науки - агропромышленному производству" / Челяб. гос. агроинженер. акад..-Челябинск, 2010.-Ч. 2.-С. 225-231. Шифр 11-3541. 
МТА; ТРАКТОРЫ; ДВС; РЕМОНТ; ИСПЫТАНИЯ ТЕХНИКИ; РЕСУРС МАШИН; МОТОРНЫЕ МАСЛА; ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСЛА; ТРАНСМИССИИ; ДОБАВКИ; РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ; РАСХОД ТОПЛИВА; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ 
Существенно продлить послеремонтный ресурс дизельных двигателей и агрегатов трактора в режиме штатной эксплуатации можно с помощью специальных нанопрепаратов (НП) - восстановительных антифрикционных и противоизносных добавок к моторным и трансмиссионным маслам. Нанодобавки к моторным и др. маслам отличаются от присадок в маслах тем, что присадки "работают" на масло, улучшая эксплуатационные свойства, а НП "работают" на металл, улучшая эксплуатационные свойства рабочих поверхностей деталей, причем эти препараты не реагируют с маслами и не ухудшают их качество. Были проведены испытания двигателя Д-240 трактора МТЗ. В качестве добавки к моторному маслу был использован наноматериал Eco-Universal Oil Package фирмы "Wagner". Концентрация препарата в масле М10Г2 составляла 5-6% по массе в литрах. После заливки препарата в картер в течение 40 мин двигатель работал при 1000 мин-1 с целью обработки всех трущихся поверхностей деталей НП. Испытания показали, что потеря мощности на механическое трение в сопряжениях механизмов двигателей снизилась на 5,2%, в связи с этим существенно снизился часовой расход дизельного топлива на 15,5% и соответственно повысился индикаторный КПД на 15,2%. При испытаниях двигателя ЯМЗ-240 трактора К-701 было выявлено, что при минимальной подаче топлива число оборотов увеличилось на 51 мин-1, а при максимальной подаче топлива соответственно на 105 мин-1. В среднем число оборотов возросло более чем на 5%. Также были проведены испытания коробки передач трактора Т-170, показавшие что потребление электрической энергии на привод КП на всех передачах (при заливке НП в трансмиссионное масло картера) в среднем снизилась на 31,5%. Сделан вывод: нанопрепарат Oil Package фирмы "Wagner" целесообразно применять в трансмиссиях машин не только для продления ресурса и исключения задиров в сопряжениях деталей трансмиссий после проведения капитальных ремонтов агрегатов, но и для экономии дизельного топлива. Табл. 2. (Андреева Е.В.).

279. Основные положения по применению металлопокрытий при использовании МТП. Манило И.И., Тютрин С.Г. // Материалы XLIX международной научно-технической конференции "Достижения науки - агропромышленному производству" / Челяб. гос. агроинженер. акад..-Челябинск, 2010.-Ч. 2.-С. 208-212.-Библиогр.: с.211-212. Шифр 11-3541. 
С-Х ТЕХНИКА; ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; ОЦЕНКА; СПОСОБЫ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ; ФОЛЬГА; ГАЛЬВАНОПОКРЫТИЯ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; КУРГАНСКАЯ ОБЛ

280. Оценка технического состояния топливного насоса низкого давления. Юдин В.М., Мылов А.А. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 76-79.-Рез. англ.-Библиогр.: с.79. Шифр 738165. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ; ТОПЛИВО; УТЕЧКА; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ПРИБОРЫ; РФ

281. Перспективы применения нанотехнологий как прорывного фактора повышения качества обслуживания и ремонта машин. Черноиванов В.И. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 4-12.-Рез. англ.-Библиогр.: с.12. Шифр 738165. 
С-Х МАШИНЫ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; НАНОТЕХНОЛОГИИ; ОЦЕНКА КАЧЕСТВА; ПОСЛЕРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС; РФ

282. Повышение долговечности гильз цилиндров ДВС образованием регулярного микрорельефа. Чернышев В.П., Шатохин B.C., Хайбуллин P.P. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 91-94.-Рез. англ.-Библиогр.: с.94. Шифр 738165. 
ДВС; ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ; ИЗНОС; РЕМОНТ; ТЕХНОЛОГИИ; ГИЛЬЗЫ; МИКРОРЕЛЬЕФ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ

283. Повышение износостойкости гильз цилиндров двигателей путем обоснования параметров анодно-механического хонингования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Шайхутдинов Р.Р..-Казань: [б. и.], 2010.-18 с.: ил.-Библиогр.: с. 16-18 (16 назв.). Шифр 10-9142 
ДВС; ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ; ГИЛЬЗЫ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИИ; АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ; ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ; ДИССЕРТАЦИИ; ТАТАРСТАН 
Отмечено, что процесс анодно-механической обработки (АМО) гильз цилиндров мало исследован. Выявлено, что наиболее существенными факторами процесса являются напряжение и сила тока. С ростом напряжения и силы тока значительно увеличивается толщина белого слоя, шероховатость и производительность обработки. Определены рациональные режимы АМО: чистовой режим - напряжение 16-18 В, плотность тока на электрод-инструменте (ЭИ) 5-7 А/см2; доводочный - напряжение 10-12 В, плотность тока 0,5-1А/см2. Нанесение антифрикционного слоя необходимо проводить по окончании доводочной стадии АМО и при отключенном технологическом токе в течение 10-15 с. За это время с поверхности зеркала гильзы удаляется анодная пленка и наносится медьсодержащий слой. Предлагается использовать металлические ЭИ в виде брусков и роликов, что позволит использовать не только электрохимическую, но и электроэрозионную составляющую процесса АМО, получить износостойкий микрорельеф поверхности с повышенной маслоемкостью, исключить шаржирование поверхности. При проведении АМО (хонингования) необходимо использовать бруски- электроды из меди или медьсодержащих сплавов. Износ таких ЭИ ниже, чем стальных или чугунных и их применение также позволяет нанести на обрабатываемую поверхность антифрикционный слой. Годовой экономический эффект от применения АМО составил 92436,3 руб. при программе 750 двигателей в ценах 2010 г. Ил. 12. Библ. 16. (Юданова А.В.).

284. Повышение износостойкости пальцев жаток зерноуборочных машин электроискровыми покрытиями, образованными электродами из аморфных и нанокристаллических сплавов. Хромов B., Кузнецов И. // С.-х. техника: обслуживание и ремонт.-2011.-N 2.-С. 34-37.-Рез. англ.-Библиогр.: с.37. Шифр П3522. 
ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ; РЕЖУЩИЕ УСТРОЙСТВА; РАБОЧИЕ ОРГАНЫ; ИЗНОС; ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ; ИЗНОСОСТОЙКИЕ ПОКРЫТИЯ; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ

285. Повышение механических свойств материала деталей из алюминиевых сплавов АЛ5 и АЛ9 при ремонте пластической деформацией. Гончаров Н.И., Жеребцов В.А. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 198-200.-Рез. англ.-Библиогр.: с.200. Шифр 738165. 
ДЕТАЛИ МАШИН; МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; СПЛАВЫ; АЛЮМИНИЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ТЕРМООБРАБОТКА; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; КОСТРОМСКАЯ ОБЛ

286. Повышение ресурса узлов трения при ремонте и изготовлении машин с использованием металлополимерных композиций. Гимаев И.В., Гвоздев А.А. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 141-144.-Рез. англ. Шифр 738165. 
УЗЛЫ МАШИН; ТРЕНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ПОКРЫТИЯ; МЕТАЛЛЫ; ПОЛИМЕРЫ; ПОСЛЕРЕМОНТНЫЙ РЕСУРС; ИВАНОВСКАЯ ОБЛ

287. Повышение эффективности и упрочнения поверхности валов при ремонте сельскохозяйственной техники поверхностным пластическим деформированием в переменном магнитном поле: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Таранов А.С..-Челябинск, 2010.-44 с.: ил.-Библиогр.: с. 36-44 (73 назв.). Шифр *Росинформагротех 
ВАЛЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; РЕМОНТ; СПОСОБЫ; МАГНИТНОЕ ПОЛЕ; ДИССЕРТАЦИИ; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ 
Выявлено, что применение параметра глубины упрочнения поверхности деталей методом поверхностного пластического деформирования (ППД) в переменном магнитном поле (ПМП) обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик деталей по основным технологическим и производственным показателям (максимально возможное сохранение эксплуатационных свойств вала, гибкость технологии и условия техносферы ремонтных предприятий АПК, себестоимость и производительность). Подтверждена научная гипотеза о существовании количественно-качественной взаимосвязи параметров структурно напряженного состояния поверхности детали, возникающего в результате одновременного протекания процессов упруго-пластического вдавливания индентора в поверхность вращающейся детали в месте вдавливания, с остаточными напряжениями, параметрами нагружения (усилия и скорости деформирования), характеристиками ПМП и поверхностного слоя детали. Прекращение обработки детали в момент достижения экстремумов функций р = f(t) и ц = f(t) обеспечивает оптимизацию процесса изменения глубины упрочнения, твердости и шероховатости поверхности детали. Использование информации о характере изменения электросопротивления, магнитной проницаемости, температуры детали, а также величины поля напряжений в упрочняемом слое обеспечивает адаптивное управление режимами технологического воздействия и снижает риски возникновения брака при обработке детали. Воздействие ПМП на участок вала, подвергаемый ППД при правке пластическим изгибом, обеспечивает снижение растягивающих напряжений, повышение твердости поверхности (до 4-60%) и глубину упрочнения (до 4,5 мм), в результате чего повышается износостойкость (до 4-60%). Экономический эффект от применения ППД в ПМП достигается снижением: технологической себестоимости операции упрочнения; капиталоемкости, энергоемкости и трудоемкости ремонта деталей. Социальный эффект обеспечивается возможностью замены вредного производства (термообработка) на менее вредное (ППД в ПМП) и исключения на производстве профессий, относящихся к категории вредных. Экологический эффект достигается уменьшением вредоносного техногенного воздействия на природную окружающую среду. (Юданова А.В.).

288. Применение газодинамического напыления металлов в ремонте автотракторной техники. Буздыгар Т.В., Каширин А.И., Клюев О.Ф., Шкодкин А.В. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 167-169.-Рез. англ.-Библиогр.: с.169. Шифр 738165. 
АВТОМОБИЛИ; ТРАКТОРЫ; РЕМОНТ; ПОРОШКОВЫЕ ПОКРЫТИЯ; ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; КАЛУЖСКАЯ ОБЛ

289. Применение магнитных свойств нанопорошков на основе железа при упрочнении деталей. Горохова М.Н., Слинко Д.Б., Персов Э.Д. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 201-203.-Рез. англ.-Библиогр.: с.203. Шифр 738165. 
УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ПОРОШКОВЫЕ ПОКРЫТИЯ; ЖЕЛЕЗО; НАНОТЕХНОЛОГИИ; МАГНИТНОЕ ПОЛЕ; РФ

290. Прогнозирование ресурса работы топливных насосов высокого давления дизельных двигателей. Адигамов Н.Р., Шарифуллин С.Н. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 116-118.-Рез. англ.-Библиогр.: с.118. Шифр 738165. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ТАТАРСТАН

291. Продлим ресурс деталей плугов [Подающее устройство для полуавтоматической вибродуговой наплавки]. Сидоров В.Н., Булычев В.В., Голубина С.А., Еремеев В.И. // Сел. механизатор.-2011.-N 6.-С. 34-35.-Библиогр.: с.35. Шифр П1847. 
ПЛУГИ; РЕСУРС МАШИН; АБРАЗИВНЫЙ ИЗНОС; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; КОНСТРУКЦИИ; КАЛУЖСКАЯ ОБЛ

292. Разработка вибрационного метода диагностики плавности хода автомобиля в условиях технического сервиса в агропромышленном комплексе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Карасев А.В..-Москва, 2011.-16 с.: ил.-Библиогр.: с. 16 (6 назв.). Шифр *Росинформагротех 
АПК; АВТОМОБИЛИ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ВИБРАЦИЯ; ДИССЕРТАЦИИ; РФ 
Для установления диагностических параметров и разработки методологии вибрационной диагностики (МВД) оценки плавности хода автомобиля (ПХА) разработан вибрационный метод, основанный на применении пик-фактора в качестве оценочного параметра демпфирования в подвеске. Получены результаты аналитического исследования влияния на стабильность контакта шин с дорогой по показателю сцепляемости (ПС) таких технических параметров (ТП), как величины демпфирования подвески и шины, значения подрессоренной и неподрессоренной масс, влияния жесткости пружины подвески и шины, значения нагрузки, амплитуды колебания платформы тестера. Рекомендовано расширить полосу частот, используемой при определении ПХА по отраслевому нормативу ОСТ 37.001.275-84 "Методы испытаний на плавность хода" до 24 Гц. Разработан и создан аппаратно-программный комплекс (АПК) сбора и обработки данных - величин виброускорений, работающий по компьютерной программе, написанной в среде LabView. АПК и МВД ПХА предназначены для применения в условиях технического сервиса в АПК. В результате аналитического исследования влияния различных ТП на стабильность контакта шин с дорогой по ПС установлено, что при проверке на вибрационном стенде подвески автомобиля значение пик-фактора для неподрессоренной массы является на 22,5% точным по сравнению с другими рассмотренными ТП. При оценке адекватности разработанной математической модели установлено, что результаты аналитических исследований согласуются с экспериментальными данными с расхождением не более 6-7%. Ил. 17. Табл. 6. Библ. 6. (Нино Т.П.).

293. Расчет глубины зоны термического влияния электроконтактной приварки при восстановлении деталей. Фархшатов М.Н., Маннапов Х.З. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 194-197.-Рез. англ.-Библиогр.: с.197. Шифр 738165. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ЭЛЕКТРОКОНТАКТНАЯ ПРИВАРКА; ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; БАШКОРТОСТАН

294. Совершенствование метода и разработка средств диагностирования плунжерных пар при техническом сервисе топливной аппаратуры дизелей: автореф. дис. на соиск. степ. канд. техн. наук : специальность 05. 20. 03 <Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве>. Алиев А.М..-Москва, 2011.-18 с.: ил.-Библиогр.: с. 18 (5 назв.). Шифр *Росинформагротех 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ; МЕТОДИКА; ОБОРУДОВАНИЕ; ДИССЕРТАЦИИ; РФ 
Разработан метод оценки гидроплотности плунжерных пар (ОГПП), в основу которого положена скорость нарастания давления в функции числа циклов и обоснован комплексный показатель (КП), выступающий диагностическим параметром. Подтверждено, что учет активного хода (АХ) путем введения в алгоритм поправочного коэффициента АХ позволяет на 30-40% снизить погрешность ОГПП и выявить неудовлетворительное состояние микрогеометрии поверхности трения (шероховатость) при удовлетворительном среднем радиальном зазоре соединения. При этом абсолютная погрешность метода диагностирования составляет 5-7%. Разработана математическая модель процесса нагнетания топлива в изолированную камеру постоянного объема (ИКПО), где в качестве основных аргументов служат коэффициент сжимаемости, объем нагнетаемого топлива как разность геометрической подачи и величины утечек через зазор соединения плунжер - втулка, коэффициенты АХ и вязкости топлива. Модель рассматривает 3 фазы протекания процесса за цикл. Выявлено, что увеличение информативности и точности ОГПП увеличивается по мере роста противодавления в ИКПО (более 45-50 МПа). Также установлено, что кривая нагнетания топлива в ИКПО имеет линеаризованный участок приращения давления, заканчивающийся точкой перегиба. При этом дальнейшая регистрация величины давления приводит к резкому увеличению погрешности. Экспериментально рассчитана зависимость достаточного количества циклов (от 5 до 12) в функции коэффициента АХ, позволяющая регистрировать процесс нагнетания на линейном участке кривой нарастания давления. Доказано, что цикловая подача на пусковом режиме мало чувствительна к повышенным шероховатостям прецизионных поверхностей (более 0,5 мкм) при удовлетворительных значениях среднего радиального зазора, тогда как комплексный показатель скорости нарастания давления отображает рассматриваемый вид износа. Также выявлено, что при возрастании шероховатости увеличивается разность температур топлива на входе в полость питания и на выходе из сопел распылителей форсунки (до 20-25° С). Обоснованы нормативы КП. Разработан прибор ИГП-М, позволяющий благодаря наличию съемного нагнетательного модуля проводить дифференциальное диагностирование плунжерных пар и нагнетательных клапанов, независимо от конструкции топливного насоса высокого давления. Величина прогрессирующих издержек топлива при внедрении предлагаемой технологии диагностирования составила 110-130 кг на 1 двигатель в год. Ил. 8. Библ. 5. (Нино Т.П.).

295. Стенд для диагностирования гидроагрегатов системы смазки дизелей. Лялякин В.П., Петрищев Н.А., Капусткин А.О. // С.-х. машины и технологии.-2011.-N 3.-С. 40-43.-Рез. англ.-Библиогр.: с.43. Шифр П3574. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; РЕМОНТ; СИСТЕМА СМАЗКИ; ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА; ИСПЫТАНИЯ ТЕХНИКИ; НАСТРОЙКА ТЕХНИКИ; ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТЕНДЫ; КОНСТРУКЦИИ; РФ 
Представлено новое диагностическое оборудование для испытания и настройки агрегатов системы смазки (насосов, фильтров, редукционных и предохранительных клапанов) автотракторных дизелей, предназначенное для метрологической оценки качества запасных частей и выходного контроля качества ремонта агрегатов. Разработана конструкция стенда КИ-28265.01 следующей компоновки: объект диагностирования располагается слева от оператора, а приборная панель с установленными контрольно-измерительными приборами (КИП), регуляторами нагрузки, клавишами управления - справа, что позволяет оператору находиться в наиболее безопасной зоне с точки зрения техники безопасности и охраны труда. Разработанные технические решения позволяют производить моделирование режимов для отдельных диагностируемых узлов и агрегатов системы смазки дизелей с отображением на панели оператора измеряемых диагностических параметров, по которым можно судить о их технической характеристике. В качестве дополнительной опции в стенд встраиваются КИП для определения крутящего момента на валу привода стенда и мощности, потребляемой приводом стенда (параметры используются для определения степени приработки и полного КПД насоса), на всех моделируемых режимах испытаний. Измерение объемного расхода каждой секции насоса проводится в полуавтоматическом режиме с помощью гидрораспределителя, оснащенного электромагнитным приводом. Время процесса может моделироваться оператором через установленный таймер от 1 до 99 с. Для удаления продуктов износа из рабочей жидкости в стенде предусмотрено использование линейных фильтров на каждой гидролинии. Индикаторы загрязненности фильтроэлементов выведены на панель оператора. Во избежание "сухого" пуска испытуемых насосов встроена система принудительной подачи масла во всасывающую магистраль насоса. Передача вращения с вала стенда к приводной шестерне масляного насоса осуществляется через быстросъемную приводную шестерню, изготовленную из износостойкого полимера индивидуально для каждого типа диагностируемого насоса. Для эффективной эксплуатации стенда и оперативного ремонта в его комплектацию включены только изделия производства РФ и стран СНГ, все приборы КИП имеют сертификаты об утверждении типа средств измерений, а их класс точности не превышает по измерению: давления - 1,5; температуры - 0,5; объемной подачи - 0,5; частоты вращения - 0,5; времени -1,0. Ил. 4. Табл. 1. Библ. 10. (Андреева Е.В.).

296. Техника безопасности при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию гидравлических и масляных насосов тракторов и самоходных машин. Буренко Л.А., Филиппова Е.М., Ивлева И.Б. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 126-132.-Рез. англ. Шифр 738165. 
ТРАКТОРЫ; САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ; ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; ОХРАНА ТРУДА; ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ; ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РФ

297. Технический сервис - опыт и перспективы развития: научное издание. Конкин Ю.А., Голубев И.Г., Конкин М.Ю., Кузьмин В.Н..-Москва: ФГБНУ "Росинформагротех", 2011.-337 с.: ил.-Библиогр.: с. 335 (15 назв.).- ISBN 978-5-7367-0872-7. Шифр 11-11789 
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС; АПК; С-Х ТЕХНИКА; СРОК СЛУЖБЫ; УТИЛИЗАЦИЯ; ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ; РЕМОНТ; РФ 
Обобщены результаты многолетних исследований по проблемам воспроизводства с.-х. техники, становления и развития технического сервиса (ТС), его функционирования в рыночных условиях. Использованы статистические данные массовых обследований тракторного парка, позволяющие читателю самостоятельно формировать свои убеждения по важнейшим направлениям развития ТС в условиях рыночной экономики. Рассмотрены место и роль сельского хозяйства в составе АПК, вопросы реформирования сельского хозяйства, МТБ АПК. Освещены проблемы оптимизации сроков службы машин, амортизации, ресурсосбережения, утилизации отработавших ресурсов и экологизации процессов машиноиспользования на современном этапе развития НТП. Рассмотрен экономический механизм ТС. Ил. 17. Табл. 41. Библ. 15. (Нино Т.П.).

298. Технологические приемы повышения долговечности подвижных соединений и деталей машин, упрочненных микродуговым оксидированием. Коломейченко A.В. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 155-160.-Рез. англ.-Библиогр.: с.160. Шифр 738165. 
СОЕДИНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ; УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; МИКРОДУГОВОЕ ОКСИДИРОВАНИЕ; ДОЛГОВЕЧНОСТЬ; ОРЛОВСКАЯ ОБЛ

299. Технология восстановления прецизионных пар электролитическим хромированием [Восстановление плунжерных пар топливных насосов дизелей]. Кривашин А.Ю., Королев А.Е., Достовалов В.В. // Материалы XLIX международной научно-технической конференции "Достижения науки - агропромышленному производству" / Челяб. гос. агроинженер. акад..-Челябинск, 2010.-Ч. 2.-С. 192-194.-Библиогр.: с.194. Шифр 11-3541. 
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ; ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ГАЛЬВАНОПОКРЫТИЯ; ХРОМ; КУРГАНСКАЯ ОБЛ

300. Технология восстановления рабочих органов культиватора Smaragd LEMKEN. Шахов В.А., Аристанов М.Г., Ларионов Е.П., Колесников К.И. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 218-222.-Рез. англ.-Библиогр.: с.222. Шифр 738165. 
ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕХНИКА; ЛАПЫ КУЛЬТИВАТОРНЫЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; МЕТАЛЛОПОКРЫТИЕ; ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ

301. Усовершенствованная сварочная головка [Для электроконтактной приварки]. Серов А.В. // Сел. механизатор.-2011.-N 6.-С. 36-37.-Библиогр.: с.37. Шифр П1847. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; ЭЛЕКТРОКОНТАКТНАЯ ПРИВАРКА; СВАРКА МЕТАЛЛОВ; КОНСТРУКЦИИ; РФ 
Отмечены 2 основных дефекта конструкции известных сварочных головок (СГ) - недостаточная жесткость и невозможность регулирования взаимного смещения роликовых электродов (РЭ). Для устранения 1-го недостатка разработан механизм фиксации электродных головок (ЭГ) на поворотных осях (ПО). При электроконтактной приварке (ЭКП) металлических покрытий к цилиндрическим внутренним или наружным поверхностям деталей (ЦВНПД) возникают усилия, направленные на смещение ЭГ, установленных на осях. Такому смещению противостоят усилия, создаваемые секторами ЭГ и ПО, находящимися в зацеплении. На одной стороне ЭГ установлены втулки для крепления универсальных РЭ для сварки ЦВНПД. С противоположной стороны закреплены дополнительные стержневые электроды для сварки плоских поверхностей деталей (ППД). Использование устройства позволяет обеспечить высокое качество приварки, а также производить сварку ППД на 1 рабочем месте. Для устранения 2-го недостатка предложено устройство, позволяющее производить смещение РЭ относительно друг друга в горизонтальной плоскости, с целью повышения точности расположения РЭ для обеспечения качества сварки. Данная ЭГ в месте крепления оси имеет смотровое окно со шкалой и индикатор. Установку РЭ на заданную величину производят по индикатору в соответствии со шкалой вращением оси. Предложенная конструкция позволяет регулировать величину смещения РЭ с необходимой точностью, тем самым обеспечить перекрытие сварочных точек и повысить производительность процесса и качество ЭКП. Использование предложенных конструкций СГ позволит повысить качество ЭКП и восстановленных данным способом деталей. Модернизированные конструкции СГ были смонтированы и апробированы на установках 011-1-02 и 011-1-10 "Ремдеталь" при восстановлении коленчатых и распределительных валов автотракторных двигателей. Результаты показали высокое качество восстанавливаемых поверхностей деталей. Ил. 4. Библ. 3. (Нино Т.П.).

302. Устройство для высокоскоростной аргоно-дуговой наплавки [Цилиндрические детали]. Машрабов Н., Игнатьев Г.С. // Материалы XLIX международной научно-технической конференции "Достижения науки - агропромышленному производству" / Челяб. гос. агроинженер. акад..-Челябинск, 2010.-Ч. 2.-С. 213-217.-Библиогр.: с.217. Шифр 11-3541. 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ; ГАЗОВАЯ СРЕДА; АРГОН; РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ; ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ 
Разработан принципиально новый способ высокоскоростной аргоно-дуговой наплавки. Согласно способу при наплавке деталей поверхность вращающейся детали разогревают электрической дугой до состояния, близкого к плавлению, при этом в контакт с поверхностью детали подводят присадочную проволоку (ПП), которую подают с постоянным осевым усилием в зону горения дуги с вращением вокруг ее оси. ПП подают со скоростью, в 1,5-1,25 раза больше скорости ее плавления, электрод относительно оси вращения проволоки отклоняют в плоскости, перпендикулярной оси вращения, на 24-28° в сторону, противоположную вращению детали, а также на 16-18° по направлению плавки. Одновременно с включением продольной подачи увеличивают мощность дуги. Для осуществления этого способа наплавки разработана наплавочная головка. На корпусе жестко крепится болтами накладка. Между корпусом и накладкой установлены изоляционные втулки и прокладки. Изолирование корпуса и накладки с помощью прокладок необходимо для того, чтобы ПП, проходящей через канал, можно было подавать переменное напряжение с целью регулирования толщины наплавки. Устройство к наплавочной стойке крепится через 3 отверстия диаметром 8 мм и резьбовое отверстие. Неплавящийся электрод прикреплен к накладке с помощью зажимного винта. Электрод установлен относительно канала под углом в 2 плоскостях. Штуцеры (водяные патрубки) служат для подвода и отвода охлаждающей жидкости. Через патрубок подается защитный газ. Коническая втулка у входа в канал предназначена для облегчения подачи вращающейся ПП с определенным усилием через канал в сварочную ванну. На выходе канала расположены штифты. Использование устройства для высокоскоростной аргоно-дуговой наплавки цилиндрических деталей дает минимальную шероховатость наплавленного слоя, что позволяет назначать припуск на последующую обработку (шлифование) в пределах 0,10-0,12 мм на сторону. Удельная энергия наплавки находится в пределах 200-230 Дж/см2. Увеличение КПД дуги составляет 5-6%. Ил. 2. Библ. 5. (Андреева Е.В.).

303. Финишная обработка гильз цилиндров ДВС с применением антифрикционных материалов. Сковородин В.Я., Панкрашев А.С. // Труды ГОСНИТИ / Всерос. науч.-исслед. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка.-Москва, 2010.-Т. 105.-С. 80-83.-Рез. англ.-Библиогр.: с.83. Шифр 738165. 
ДВС; ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ; ГИЛЬЗЫ; РЕМОНТ; ТЕХНОЛОГИИ; СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ


Содержание номера

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий