Влияние условий эксплуатации на изменение параметров износа сопряжений ДВС


10.33267/2072-9642-2021-11-33-35

УДК 631.431

М.А. Карпенко, канд. техн. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. Морозов, д-р техн. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Г.В. Карпенко, канд. техн. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(ФГБОУ ВО «Ульяновский ГАУ»)

Аннотация. Рассмотрены и проанализированы закономерности износа сопряжений двигателей внутреннего сгорания, эксплуатируемых в различных условиях. Получены закономерности износа сопряжений деталей в процессе технической эксплуатации автомобиля. Определены коэффициенты корреляции, соответствия полученных закономерностей износа экспериментальным данным. По результатам исследований определено, что при междугородних перевозках по сравнению с перевозками в населенных пунктах интенсивность изнашивания была ниже: у гильз цилиндров – на 47,7 %, поршневых колец – на 45,8, шатунных вкладышей – на 40,12, шеек коленчатого вала – на 39,2 %. Результаты исследований можно применить при расчетах ресурсов соединений в сборочных единицах машин.

Ключевые слова: испытания, ресурс, качество, износ, эффективность, двигатель внутреннего сгорания.

Список использованных источников: 1. Авдонькин Ф.Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля. М.: Транспорт, 1993. 350 с. 2. Changes in the microgeometry of a rolling contact / Y.C. Tasan [et al.] // Tribology International. 40, 2007. Рp. 672-679. 3. Повышение технико-экономических показателей двигателей при проведении обкатки после ремонта / М.А. Карпенко [и др.] // Вестник Ульяновской гос. с.-х. акад. 2017. № 4. С. 184-188. 4. ГОСТ Р 53843-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Двигатели автотранспортных средств. Кольца поршневые. Технические требования и методы испытаний. М.: Стандартинформ, 2011. 38 с. 5. Марьин Д.М., Хохлов А.Л., ГлущенкоА.А. Теоретические предпосылки к снижению интенсивности изнашивания рабочих поверхностей поршневой канавки поршня ДВС // Наука и мир. 2015. Т. 1. № 11. С. 75-77. 6. Нечаев Е.П. Безразборный контроль интенсивности изнашивания деталей цилиндропоршневой группы дизелей // Вестник МГТУ. Труды Мурманского ГТУ. 2013. Т. 16. № 4. С. 771-776. 7. New cylinder liner surfaces for low oil consumption / S. Johansson [et al.] // Tribology International. 41, 2008. Рp. 854-859. 8. Исследование в определении остаточного ресурса двигателя при эксплуатации / Р.М. Галиев [и др.] // Транспортное дело России. 2019. № 2. С. 121-124. 9. Савенок Л.И., Брезгунов Г.В. Предпосылки к улучшению качества приработки деталей цилиндропоршневой группы двигателя // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. 2020. № 1. С. 119-123. 10. Коченов В.А., Грунин К.Е. Повышение долговечности и износостойкости деталей трибосопряжений ДВС путем изменения их конструктивных особенностей // Тракторы и сельхозмашины. 2017. № 8. С. 47-52. 11. Морозов А.В., Федотов Г.Д., Мушарапов Д.Р. Результаты стендовых испытаний на износостойкость прямобочных подвижных шлицевых соединений после упрочнения электромеханической закалкой // Вестник Ульяновской гос. с.-х. акад. 2019. № 2 (46). С. 19-23. 12. Королев А.Е. Влияние погрешностей формы деталей на износ сопряжений двигателей // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2018. № 3. С. 45-48. 13. Карпенко М.А., Глущенко А.А., Карпенко Г.В. Определение качества холодной обкатки по изменению потерь мощности на трение // Вестник Ульяновской гос. с.-х. акад. 2019. № 2. С. 14-18.

Influence of operating conditions on changes in wear parameters of ICE mating

M.A. Karpenko, A.V. Morozov, G.V. Karpenko (Ulyanovsk State Agrarian University)

Summary. Regularities of wear of mating of internal combustion engines operated in different conditions are discussed and analyzed. Regularities of wear of part mating in the process of technical operation of a motor vehicle are obtained. The correlation coefficients and the correspondence of the obtained regularities of wear to the experimental data have been determined. According to the research results, it was determined that during intercity transportation compared to transportation in settlements, the wear rate was lower by 47.7 % for cylinder liners, by 45.8 % for piston rings, by 40.12 % for connecting rod bearings and by 39.2 % for crankshaft necks. The research results can be applied when calculating connection resources in assembly units of machines.

Keywords: tests, resource, quality, wear, efficiency, internal combustion engine.

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий