Улучшение динамических характеристик прецизионных токарных станков, используемых при ремонте сельскохозяйственной техники


10.33267/2072-9642-2021-11-36-39

УДК 621.941

Д.Е. Молочников, канд. тех. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Р.Ш. Халимов, канд. тех. наук, доц., Н.П. Аюгин, канд. тех. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.Р. Салахутдинов, канд. тех. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.А. Яковлев, канд. тех. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(ФГБОУ ВО «Ульяновский ГАУ»)

Аннотация. Рассмотрена модель узла трения токарного станка в виде тонкого слоя материала сотовой структуры для определения динамических характеристик подвижного стыка «направляющие – суппорт». Проведен анализ математической модели трения для различных пар скольжения при варьировании нагрузки и скорости скольжения. Показано, что наличие абразивной примеси в смазке направляющих усиливает влияние низкочастотной составляющей колебаний суппорта на динамику станка, а наличие карманов для удержания смазки в стыке направляющих позволяет уменьшить амплитуду продольных колебаний суппорта до 30-50%.

Ключевые слова: токарный станок, ремонт, шпиндель, виброустойчивость, суппорт.  

Список использованных источников: 1. Кочинев Н.А., Жиганов В.И. Ограничения производительности резания на токарном станке // Станки и инструмент. 1986. № 7. C. 27-28. 2. Жиганов В.И. Повышение технического уровня прецизионных токарных Рис. 5. Расчетные значения критической глубины резания в зависимости от длины заготовки: 1 – диаметр заготовки 80 мм; 2 – диаметр заготовки 40 мм; а – СЧ20(ЭМО) – Ф4К15М5; б – СЧ20 (ЭМО) – СЧ20; в – СЧ20 (ЭМО+карманы) – Ф4К15М5; г – СЧ20 (ЭМО+карманы) – СЧ20 а в б станков по их виброустойчивости: дисс. … канд. техн. наук. Ульяновск 1995. 184 с. 3. Способ оценки виброустойчивости металлорежущих станков: пат. 2110367 Рос. Федерация: МПК В 23 В 1/00, В 23 В 35/00 / Жиганов В.И., Жиганов С.В.; заявитель и патентообладатель «Ульяновский машиностроительный завод». № 96112386/02; заявл. 25.06.96; опубл. 10.05.98, 2 с. 4. Жиганов В.И. Концепция динамической модульной оптимизации при создании прецизионного токарного станка // СТИН. 2005. № 6. C. 7-9. 5. Определение динамических характеристик подвижных стыков машин / А.Н. Зазуля [и др.] // Наука в центральной России. 2018. № 5. С. 11-17. 6. Кирилин Ю.В., Еремин Н.В. Особенности моделирования стыков базовых деталей станков // СТИН. 2007. № 9. С. 7-11. 7. Результаты лабораторно-экспериментальных исследований образцов материалов по схеме трения «вал – неполный вкладыш» после электромеханической обработки / А.Н. Зазуля [и др.] //Наука в Центральной России. 2 0 1 9 . № 3. С. 101-108. 8. Санкин Ю.Н., Жиганов В.И., Козловский А.В. Передаточные функции узлов на направляющих скольжения // СТИН. 1994. № 4. С. 15-17. 9. The improvement of the technique for determining technical condition of repair and maintenance equipment / D. Molochnikov [et. al.] // E3S Web of Conferences. VIII International Scientific and Practical Conference «Innovative technologies in science and education», 08006 (2020).

Improving the Dynamic Characteristics of Precision Lathes Used in the Repair of Agricultural Machinery

D.E. Molochnikov, R.Sh. Halimov, N.P. Ayugin, I.R. Salakhutdinov, S.A. Yakovlev (Ulyanovsk State Agrarian University)

Summary. A model of a friction unit of a lathe in the form of a thin layer of material of a honeycomb structure is described to determine the dynamic characteristics of a movable carriage to guide joint. The analysis of the mathematical model of friction for different sliding pairs with varying load and sliding speed is performed. It is shown that the presence of an abrasive impurity in the lubrication of the guide enhances the effect of the low-frequency component of the carriage vibrations on the dynamics of the machine tool and the presence of pockets for retaining the lubricant in the joint of the guide makes it possible to reduce the amplitude of the longitudinal vibrations of the carriage to 30-50 %.

Keywords: lathe, repair, spindle, vibration resistance, carriage.

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий