Содержание номера


УДК 629.375:63+631.372:629.735

См. также док. 228

121. Защита с воздуха [Авиаметод защиты растений]. Кулистикова Т. // Агротехника и технологии.-2008.-N 4.-С. 20-24. Шифр *Росинформагротех. 
ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ; АВИАОБРАБОТКА; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; РФ 
Рассмотрены воздушный способ внесения агрохимии и средства сверхлегкой авиации (СЛА), предназначенные для внесения малых (до 10-15 л/га) доз препаратов. СЛА выполняется примерно 20-25% всего объема авиахимобработки (АХО). Приведены преимущества СЛА перед традиционными и более тяжелыми самолетами и вертолетами: невысокие затраты по использованию и несложные требования по наземному обеспечению, достаточно высокая производительность и точность обработок. Минусы: дороговизна, снос препарата на соседние посевы, запрет на применение некоторых пестицидов, зависимость от метеоусловий. Рассмотрены условия качественной АХО: правильная настройка опрыскивателя (в соответствии с нормами расхода препарата и требуемой дисперсностью капель), соблюдение ограничений, связанных со скоростью ветра (до 4 м/с в районах, насыщенных чувствительными культурами, до 3 м/с при использовании СЛА), четкое следование температурным нормам (опрыскивание гербицидами при температуре воздуха не выше 22°С, инсектицидами и фунгицидами - не выше 24°С), соблюдение режима полета (высота, скорость). Выбор метода АХО диктуется специализацией хозяйства. Авиация (АВ) используется компаниями, выращивающими зерновые культуры. В овощеводстве, плодоводстве АВ в настоящее время не применяется. Даны рекомендации аграриям, специализирующимся на зерновых и рисе, использовать наиболее широко распространенный в РФ самолет Ан-2, который может выполнять все виды защитных обработок. Из новых типов самолетов для АХО специалисты выделяют Ан-3Т средней весовой категории (загрузка до 1,7 т). Отмечена высокая стоимость этой модели (1 млн. долл.); Авиатика МАИ-890 СХ сверхлегкой категории (полезная нагрузка до 100 кг) стоимостью около 45 тыс. долл. Самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2 в настоящее время не выпускаются, а цена на вторичном рынке колеблется в очень широком диапазоне. Среди СЛА с взлетной массой до 450-500 кг и полезной нагрузкой до 100-120 кг наиболее распространены мотодельтапланы (дельталеты) с гибким крылом и балансирным управлением: МД-50 СХ и FO-2 АГРО, и стоимостью в пределах 20 тыс. долл.. Средняя производительность мотодельтапланов при работе с нормами рабочей жидкости до 10 л/га колеблется в диапазоне от 45 до 65 га в летный час, а стоимость обработки составляет около 100-130 руб./га. Производительность Авиатика МАИ-890 СХ примерно такая же, но стоимость обработки выше - 120-190 руб./га. Самолет Ан-2 при работе с традиционными нормами рабочей жидкости (50-100 л/га) опрыскивает 60-90 га в летный час при среднем тарифе 250 руб./га, а производительность вертолета Ми-2 при тех же условиях составляет 40-70 га в летный час при тарифе 300-350 руб./га. (Буклагина Г.В.).

122. [Испытания системы автоматического вождения AutoTrac SF2 на тракторе John Deere 6830. (ФРГ)]. Test John Deer AutoTrac mit SF2: Baume mag es nicht // Profi.-2008.-N 4.-P. 90-92.-Англ. Шифр *Росинформагротех. 
КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ; АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ; БОРТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ; СПУТНИКОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ; ФИРМЫ; ФРГ 
Фирма "John Deere" (США) является единственным изготовителем тракторов (ТР), предлагающим системы автоматического вождения собственной разработки. Системы подключаются к бортовой системе управления ТР. Система AutoTrac SF1 может использовать бесплатный коррекционный сигнал Starflre SF1 для обеспечения точности вождения 20-30 см. Система AutoTrac SF2 может принимать платный коррекционный сигнал Starflre SF2 для снижения отклонения от соседней траектории до 5-10 см. Наибольшую точность вождения (от 2 до 3 см) может обеспечивать система AutoTrac RTK, которая получает коррекционный сигнал от индивидуальной наземной станции. Представлены результаты испытаний системы автоматического вождения AutoTrac SF2 на ТР John Deere 6830. Отмечено, что после включения системы необходимо подождать несколько минут, пока будут пойманы сигналы от достаточного количества спутников. При включении системы ТР должен находиться, преимущественно, на дороге, вдали от деревьев, которые могут помешать приему сигналов SF2. При потере связи со спутниками система предупреждает водителя звуковым сигналом и извещением на экране монитора. В открытом поле потеря сигнала SF2 длится недолго, а система переходит на работу по сигналу SF1, обеспечивая автоматическое вождение ТР, но с меньшей точностью. Отмечено, что помехи в приеме сигнала SF2 могут создавать близко расположенные телевизионные станции. Методикой испытаний системы AutoTrac SF2 на 1-ом этапе был предусмотрен 5-кратный заезд ТР на кратных 10 м расстояниях от прямолинейной базовой траектории. Представлены результаты испытаний, в которой ширина необработанных участков (пропусков) и перекрытий указаны как средние 50%-ные величины. Было установлено плавное действие системы без рывков. При этом рулевое колесо оставалось неподвижным. Текущие отклонения ТР от заданной траектории отображались на экране монитора. Разворот ТР в конце гона производился при отключенной автоматике. О приближающемся конце гона водитель извещается звуковым сигналом. (Володин В.М.).

123. [Получение информационных данных о с.-х. поле с помощью роботизированного трактора. 2. Топографические измерения с помощью навесного лазерного сканера. (Япония)]. Tae-Hwan Kang, Yokota M., Ishii K., Kaizu Y., Noguchi N.Acquisition of Field Information Using a Robot Tractor. Pt 2. Topographical measurement using laser scanner // J. Japan. Soc. Agr. Mach..-2008.-Vol.70,N 3.-P. 65-73.-Англ.-Bibliogr.: p.72-73. Шифр П25721. 
РОБОТЫ; ТРАКТОРЫ; НАВЕСНЫЕ ОРУДИЯ; СКАНИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА; ЛАЗЕРНЫЕ УСТАНОВКИ; ТОПОГРАФИЯ; С-Х УГОДЬЯ; ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ; ТОЧНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ; НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ; ЯПОНИЯ 
Исследована возможность топографического картирования склоновых участков с.-х. полей с помощью системы лазерного сканирования, установленной на роботизированном тракторе (ТР). Система обладает высокой эффективностью и точностью получаемых результатов. Сканирование осуществляется в зоне шириной 4; 8 и 12 м из центра ТР при его автоматизированном движении вдоль траекторий, отстоящих друг от друга на 2 м. ТР оборудован системой спутниковой навигации, с помощью которой топографическая информация привязывается к местности. Представлены математическая модель трансформации топографических данных к системе глобальных координат и блок-схема монтажа оборудования на ТР. Выполнена оценка величины погрешности в определении топографических данных и точности работы лазерного сканера. Представлены результаты определения профиля участка длинной 100 м и необходимого рабочего времени при различных условиях сканирования. При ширине сканирования 4 м вдоль траектории движения ТР средняя ошибка в определении топографических данных составила 4,3 см, при ширине 8 м - 5,6 см, при 12 м - 5,0 см. Время работы системы в одинаковых условиях при этом уменьшается с 25 до 11 мин. Представлены результаты топосъемки участка пастбища в пределах высот от 400 до 413 м с разрешением 1 м до и после его мелиорации, а также дифференциальная карта осуществленных работ. Показано, что разработанная система обладает высокой точностью и эффективностью при топографических обследованиях земельных участков. Ил. 9. Табл. 2. Библ. 8. (Константинов В.Н.).

124. [Применение систем искусственного интеллекта для определения биофизических параметров растений с использованием данных дистанционных гиперспектральных изображений в целях борьбы с сорняками, определения урожайности и применения различных доз минеральных удобрений. (Канада)]. Karimi Y., Prasher S.O., Madani A., Kim S.Application of support vector machine technology for the estimation of crop biophysical parameters using aerial hyperspectral observations // Canad. Biosystems Engg.-2008.-Vol.50,N ann..-P.7.13-7.20.-Англ.-Рез. фр.-Bibliogr.: p.7.19-7.20. Шифр П30699. 
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; С-Х КУЛЬТУРЫ; УРОЖАЙНОСТЬ; АЭРОФОТОСЪЕМКА; СПЕКТРОФОТОМЕТРИЯ; СОРНЯКИ; ТОЧНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ; АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ; НОРМЫ; БИОФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; КАНАДА 
Исследована применимость алгоритма (АЛ) на основе опорных векторов, при анализе мультиспектральных самолетных фотографий кукурузного поля для оценки ожидаемого урожая, высоты растений и биомассы листьев. Согласно данному методу функция отклика формируется в виде линейной зависимости от вектора наблюдаемых данных, дающая наилучшее приближение по минимуму функции структурного риска, что делает ее более устойчивой по отношению к выпадающим данным. Приведено математическое обоснование АЛ, компьютерная модель которого использует программы библиотеки LIBSVM. Для тренировки и оценки АЛ использованы экспериментальные данные для полей с различными технологиями борьбы с сорняками (СР) и дозами внесения азотных удобрений. Опытные варианты включали отсутствие борьбы, подавление травянистых СР, подавление широколиственных СР и подавление всех видов СР. Дозы внесения менялись от 60 до 250 кг/га. Гиперспектральные изображения получены в диапазоне от 408,73 до 947,07 нм в 72 полосах при пространственном разрешении 2 м через 30 и 66 дн. после посадки. Определялись биологические показатели растений на момент фотосъемок, урожай и общая биомасса измерялись в конце вегетационного периода. Вычислялись коэффициенты отражения в зависимости от длины волны и статистические параметры корреляции между расчетными и фактическими значениями урожая и биомассы. Показано, что спектральные данные, полученные в фазе выброса метелки, позволяют достаточно точно оценить параметры ожидаемого урожая. При этом разработанная модель дает более точные результаты по сравнению с методом пошагового приближения. Ил. 1. Табл. 5. Библ. 41. (Константинов В.Н.).

125. [Система Section-Control автоматического управления опрыскивателями и пневматическими разбрасывателями удобрений, работающая в сочетании со спутниковой системой автоматического вождения трактора. (ФРГ)]. Fahrbericht Muller Section-Control: Satelliten statt Schalter // Profi.-2008.-N 10.-P. 86-88.-Англ. Шифр *Росинформагротех. 
МТА; ОПРЫСКИВАТЕЛИ; РАЗБРАСЫВАТЕЛИ УДОБРЕНИЙ; АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ; СПУТНИКОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ; ФРГ 
Фирма "Muller-Elektronik" (ФРГ) предлагает систему Section-Control автоматического управления опрыскивателями (ОП) и пневматическими разбрасывателями удобрений, работающую в сочетании со спутниковой системой автоматического вождения трактора (ТР). Использовать систему Section-Control можно только на ТР, оснащенных приборами автоматического вождения фирмы "Muller-Elektronik" с терминалом Comfort или Basic-Top. Предполагается наличие приемника коррекционных сигналов DGPS. Связь предлагаемой системы с орудиями осуществляется через шину ISO. Терминалы обеспечивают вывод данных указателя параллельного вождения Track-Leader II, который может быть использован при выполнении ТР работ с различными орудиями. Представлены результаты испытаний системы агрегата, состоящего из ТР Fendt Vario 920 и ОП Dammann Profi-Class с поперечной штангой длиной 36 м и баком вместимостью 8000 л. ОП был оборудован электронными системами контроля высоты штанги, наполнения бака и регулирования подачи жидкости в зависимости от скорости агрегата. На ТР был установлен многофункциональный рычаг, обеспечивающий непосредственное управление ОП, и закрепленный на лобовом стекле световой указатель отклонения ТР от заданной траектории. В качестве приемника сигналов GPS использовался прибор А100 Smart Antenna фирмы "Satloc" на основе бесплатного коррекционного сигнала Egnos. Тактовая частота приемника равна 20 Гц. Отмечено, что в 95% случаев данное оборудование не допускает отклонения расстояний между соседними проходами более 30 см. Чтобы обеспечить высокую точность вождения агрегата не только относительно соседних проходов, каждый раз при выходе на поле агрегат проводится через маркировку в виде цветного пятна или стержня, которые принимаются за точку отсчета. При этом производится новая ориентация системы в направлении запад-восток или север-юг. Для определения границ участка поля, подлежащего обработке, производится объезд его по периметру. Перед началом работы водитель должен решить, как должны обрабатываться клиновидные участки поля: на 100%, на 50% или оставаться без обработки. В соответствии с принятым решением производится переключение системы, которая может отключать часть форсунок. Водитель может выключить автоматику и перейти на ручное управление ОП. Все характеристики и настройки ОП вводятся в систему в соответствии со стандартом ISO 11783. Испытания агрегата показали, что при проведении разворотов оставались необработанными или были обработаны дважды до 21,6 м2 площади. Автоматика на данном агрегате позволяет сэкономить от 3 до 8% средств защиты растений. При этом ночью работа выполняется не менее точно, чем днем. (Володин В.М.).


Содержание номера

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий